Общепит — популярная сфера, в которой можно открыть бизнес. Однако и очень конкурентная, поэтому неизвестным брендам будет тяжело раскрутиться. Тогда решением может стать франшиза.
Рынок общепита предлагает предпринимателям большой выбор — видов заведений, форматов, кухонь. Есть бизнес с небольшими стартовыми вложениями и быстрой окупаемостью. Но надо иметь в виду многие факторы, чтобы не прогореть. Что это за факторы, какие ниши франшиз еды сейчас популярны и что нужно сделать, чтобы открыть такую, рассказываем в нашем материале.
Рынок общественного питания
В 2022 году рынок общественного питания в России заработал почти три триллиона рублей. Несмотря на снижение доходов и подорожание продуктов, эта ниша всё равно приносит хорошую прибыль. Во-первых, существует тренд на питание вне дома. Во-вторых, кафе и рестораны популярны не только потому, что там можно поесть. Это места семейных, деловых и дружеских встреч.
Однако начинающему предпринимателю будет сложно одному справиться с конкуренцией. Чтобы было легче, можно купить готовую франшизу в области питания. Работа под известным брендом облегчит продвижение, но чтобы точка точно не закрылась, нужно приложить усилия. Стоит начать с внимательного анализа рынка и понять, какие тренды в общепите существуют:
- популярность бизнеса dark kitchen: сверхприбыльный формат, который работает только на доставку. Там нет посадочных мест, только кухня. Распространился во время локдауна;
- тренд на фудхоллы: это пространства с кафе и ресторанами. От фудкортов в торговых центрах их отличает отдельное расположение — под них могут использовать целые здания. В них чаще открываются не самые раскрученные, аутентичные заведения;
- автоматизация почти на всех этапах работы общепита: от оформления заказа до обслуживания посетителей роботами-официантами;
- популярность формата takeaway: это такие точки, в которых еда продаётся навынос. В кафе могут быть посадочные залы, но обычно они небольшие.
- экологичность: общепит отказывается от избытка упаковки, старается уменьшить своё влияние на природу;
- тренд на правильное питание: фастфуд — всё ещё самая популярная ниша общепита. Однако растёт тренд на здоровую еду и альтернативные системы питания. Это и выгоднее для бизнеса: растительное сырьё стоит меньше животного;
- продукты собственного производства: когда из России ушли зарубежные производители, для сферы общественного питания это стало проблемой. Но сейчас бизнесам в этой нише удалось перестроиться на местных поставщиков.
Поэтому перед открытием франшизы общепита предпринимателю стоит тщательно проанализировать рынок и учесть его тренды.
Преимущества общепита:
- Общепит — очень прибыльная ниша. Доход компаний составляет 30—60% годовых. Общепит популярен, потому что поддерживается трендами на питание вне дома с одной стороны и доставкой с другой. Если предприниматель понимает, что востребовано в его локации, и хорошо готовится к открытию, точка будет приносить стабильный и большой доход.
- Работа общепита довольно понятна, поэтому для ведения бизнеса не потребуется особенных знаний.
- Много разных форматов и видов бизнеса, у предпринимателя есть большой выбор.
- В покупке франшизы готовой еды есть преимущества, которые сделают вход на рынок общепита ещё проще:
- франшизы предлагают бизнес-модель и меню, которое не надо тестировать;
- уже работающая сеть поставщиков;
- помощь в ведении бизнеса от головной компании.
Недостатки
- Много конкурентов. Побороться за посетителей придётся и в небольших городах с двумя—тремя точками.В городах-миллионниках будет ещё сложнее.
- В общепите важна локация. Неудачное место становится самой частой причиной провалов такого бизнеса. Кафе и рестораны лучше открывать в местах с большой проходимостью, но из-за этого повышается и цена аренды.
- Непродуманное меню, невостребованность определённых блюд, из-за этого быстрая порча продуктов. Неактуальное меню также может снизить спрос.
- Бюджетный бизнес в этой сфере — уличные точки, небольшие островки и лотки. Кафе и рестораны с полной посадкой требуют больших вложений и долго окупаются — от трёх до пяти лет.
- Во время сильного кризиса население начинает экономить на питании вне дома и покупает еду в магазинах.
Точки, не учитывающие эти риски, закрываются быстро. Поэтому в сфере общепита требуются серьёзный анализ рынка перед открытием бизнеса. Понимание конкурентов, спроса, особенностей локации помогут точке не прогореть.
Покупка франшизы общепита также не застрахует бизнес от провала. Но облегчит некоторые моменты. Например, франчайзи не придётся продумывать и тестировать меню, чтобы найти востребованное. Головная компания также часто помогает в поиске хорошего места и помещения.
Сравнение условий франшиз питания
Каталог популярных франшиз в области питания.
Название | Год основания франшизы | Сколько открыто | Размер инвестиций, РУБ | Срок окупаемости, мес |
Папа Джонс | 1995 | 201 | 7,1—7,4 млн | от 16 |
Uppetit | 2021 | 18 | 4,6—4,9 млн | 20 |
Додо Пицца | 2012 | 550 | 10—20 млн | 36 |
Хлебник | 2018 | 105 | 6—7 млн | 12—28 |
Coffee Like | 2013 | 968 | 1,2—3,4 | 8 |
One Price Coffee | 2018 | 316 | 1,7—2,2 млн | 16 |
Pomodoro | 2015 | 60+ | 1,8—3 | 5—12 |
Мята Lounge | 2014 | 186 | 7,5—15 млн | 12—18 |
Суши Wok | 2013 | 540 | от 2,2 млн | 6—12 |
33 пингвина | 2006 | 1860 | 400 000—1,3 млн | 8 |
Популярные направления
Какую франшизу общепита выгодно открыть в 2024 году? Рассказываем про популярные направления.
Шаурма
В России растёт шаурмичная культура. Теперь это не только ларьки у вокзалов и метро. Развиваются модные сети с разными видами блюд. Есть место интересным решениям, которые выделяются на фоне несетевых забегаловок.
- Стартовые вложения: 950 тыс—4 млн
- Чистая прибыль: 100—500 тыс.
- Срок окупаемости: 6—24 мес.
Кофейни
Ещё один популярный формат, который поддерживается трендом на потребление кофе. В среднем россиянин выпивает 300 кружек кофе в год против 29 чашек в 1991 году. У кофеен много форматов. Точка с самообслуживанием, небольшие лотки, подающие навынос, залы с посадкой, которые можно объединить с пекарней и расширить меню. Можно и вовсе установить вендинговую машину. Тогда даже не придётся нанимать постоянный персонал, что уменьшит цену франшизы.
- Стартовые вложения:
- кофейни самообслуживания: 300-800 тыс.
- кофе с собой: 400 тыс—1,2 млн
- кофейни с залом: 2—12 млн
- Чистая прибыль: 30—700 тыс.
- Срок окупаемости: 3—24 мес.
Пиццерии
Вариант франшиз общепита для небольших и больших городов, который точно будет популярен — пиццерия. Пиццу любят и охотно покупают. На неё устанавливаются высокие (100—300%) наценки, что увеличивает выручку бренда. Если расширить меню роллами, суши и другими блюдами и учесть все тренды рынка, этот бизнес может стать очень прибыльным.
В нише много известных, в том числе за пределами России, сетей, которые можно открыть по франшизе — Додо Пицца, Папа Джонс и другие. Однако перед покупкой учитывайте большие вложения и сроки окупаемости.
- Стартовые вложения: 700 тыс—17 млн
- Чистая прибыль: 150 тыс—1 млн
- Срок окупаемости: 3—36 мес.
Мороженое
Мороженое — интересный продукт, любимый взрослыми и особенно детьми. Также много форматов— уличные точки, островки в ТЦ, ларьки или заведения с посадкой. Чтобы кафе-мороженое приносило доход не только летом, стоит расширить меню и добавить в него другие блюда и напитки, которые будут актуальны весь год.
- Стартовые вложения: 400 тыс—3 млн
- Чистая прибыль: 70—300 тыс.
- Срок окупаемости: 1—20 мес.
Правильное питание
Формат, набирающий популярность. Люди стали чаще следить за своим здоровьем, стараются выбирать альтернативные диеты и системы питания (вегетарианство, веганство и др.). Эксперты прогнозируют рост производства еды без животных белков на 10% к 2026 году. Значит, и ниша правильного питания в общепите будет развиваться. Пока здесь небольшой выбор франшиз, но их количество будет расти.
Часто задаваемые вопросы
Отвечаем на популярные вопросы про покупку франшизы общественного питания.
Выгодны ли франшизы питания?
Уже давно существует тренд на питание вне дома, который поддерживают периодические тренды в разных нишах общепита. Поэтому даже в кризис эта сфера приносит доход. Главное — быть готовым к большой конкуренции и постоянному анализу условий рынка, чтобы вовремя подстраиваться под изменения.
Какие нужны документы?
Нужно иметь зарегистрированное юрлицо. Кроме этого, общепит — сфера с высокими требованиями безопасности. Поэтому перед открытием точки по франшизе нужно получить разрешения от МЧС и Санэпидемстанции. Если в меню есть алкоголь, то для продажи потребуется лицензия.
Что входит в пакет франшизы?
Часто в пакет франшиз еды входят:
- торговая марка и фирменный стиль компании;
- помощь с поиском места и помещения;
- меню и технологические карты приготовления блюд;
- ценообразование: как ставятся цены на продукты именно в этом ресторане;
- помощь с оборудованием;
- обучение партнёра и персонала;
- автоматизированные процессы с CRM-системами;
- маркетинговая поддержка;
- отлаженная доставка;
- консультация бизнеса. Хорошие франшизы консультируют партнёров и после запуска точки.
Однако условия покупки различаются в разных компаниях. Поэтому подробности стоит смотреть уже у конкретных франшиз.
Сколько стоит открыть франшизу?
В сфере общественного питания большой разброс цен на франшизы — от 400 тысяч до 20 миллионов. Уличные или небольшие форматы стоят меньше, чем полноценные заведения.
Как заключить договор франшизы?
Надо позвонить или написать представителю компании. Его контакты размещаются на агрегаторах или сайтах самих франшиз. После консультации и обсуждения условий компания подписывает с партнёром договор коммерческой концессии. По нему франчайзи получает право использовать бренд.
Своё дело или франчайзинг?
Открыть собственное дело в сфере общепита может быть дешевле покупки франшизы. Также здесь ограничены авторские решения. Не всегда партнёры могут придумывать новые необычные блюда.
Однако покупка франшизы избавит от многих проблем с поиском хорошего расположения, ценообразованием и разработкой меню. Работа под известным брендом даст предпринимателю больше шансов выстоять против большой конкуренции.