Франчайзинг – форма отношений между компанией и предпринимателем, при которой франчайзер (компания-правообладатель) позволяет франчайзи (предпринимателю) купить свою бизнес-модель для получения прибыли. К востребованным франчайзинговым направлениям относится торговля.
Существуют разные виды товарных франчайзинговых компаний: продуктовая розница; франшизы оптовой торговли; предприятия по реализации алкогольной и табачной продукции; непродуктовая розница, в т.ч. мебельные салоны и магазины одежды. Для успешного бизнеса в сфере продаж недостаточно реализовать товар. Необходимо найти целевую группу, место продажи, поставщиков; сформировать цены; ввести требования к качеству обслуживания клиентов – в этом помогает опытный франчайзер.
Рынок торговли
Торговый (товарный) бизнес – один из трех видов бизнеса наряду с производственным и сервисным. Товарные франчайзинговые компании выступают производителями или дистрибьютерами, а розничные магазины – каналом сбыта.
Сфера торговли может быть поделена на два вида: розничная и оптовая. Розничная предполагает торговлю продовольственными и непродовольственными товарами в небольшом количестве для личного пользования. Оптовая – продажа большого числа продукции для ее дальнейшего сбыта или использования в производстве.
ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! Согласно статье 346.43 Налогового кодекса РФ, предприятия общественного питания, в т.ч. кафе, рестораны, бары, не относятся к розничной торговле.
Компания может выбирать тип обслуживания клиентов и франшизу ритейла, которая соответствует этому типу:
- через прилавок – продавец передает продукцию покупателю из рук в руки;
- магазины самообслуживания – покупатель собирает товары с полок, а продавец обслуживает его на кассе;
- с открытой выкладкой – клиент выбирает товары, которые лежат на витрине;
- по предварительному заказу (в т.ч. онлайн) – хороший вариант бизнеса без больших первоначальных инвестиций, т.к. компания-продавец может закупать продукцию после заказа клиента;
- вендинговые торговые автоматы – способ продаж без продавца, т.к. продукция находится внутри автомата и выдается клиенту после оплаты;
- по каталогам или образцам – покупатель выбирает продукцию через каталог и оформляет заказ.
Самые популярные направления франшиз торговли
Популярные франшизы розничной торговли:
- Продуктовые – компании с наибольшей устойчивостью к кризисам, т.к. спрос и предложение на продукты питания сохраняются всегда. К продуктовой рознице относятся магазины «Пятерочка», «Фасоль», «Авокадо» и т.д.
- Алкогольные/табачные. Эта сфера связана с законодательными ограничениями, например, на продажу крепкого алкоголя необходима лицензия. Некоторые алкогольные магазины расширяют ассортимент и добавляют продукты, например, «Красное&Белое».
- Непродуктовые, которые делятся на множество видов: бутики, обувные магазины, детские изделия, мебельные магазины, салоны матрасов и другие.
К популярным опт франшизам относятся следующие торговые направления:
- Непродовольственные товары: мебель; подарки и сувениры; одежда, обувь, аксессуары; книги и пресса; товары для дома и сада; массажное оборудование.
- Строительство и ремонт: кровельные материалы, домокомплекты, строительные материалы, панели, плитка.
- Химическая продукция.
- Продовольственные товары.
- Машины и оборудование.
Преимущества и недостатки франшиз торговли
Преимущества франчайзинговых торговых организаций:
- Прибыль на инфляции: предприниматель может покупать продукцию дешевле и продавать дороже.
- Помощь франчайзера в выборе помещения: оценка освещенности, расположения, наличия парковочных мест, привлекательности района, конкурентной среды.
- Готовый бизнес: франчайзи получает проработанную бизнес-модель с описанием бизнес-процессов, стандартов обслуживания и т.д.
- Выгодные закупочные цены и налаженные связи с поставщиками.
- Разработанный ассортимент продукции: франчайзи закупает товар, который проверен на потребителе и пользуется спросом.
Недостатки:
- К объектам торговли применяются дополнительные меры контроля, в т.ч. санитарные нормы, правила и гигиенические нормативы.
- Текучка кадров, что требует от предпринимателя прикладывать усилия по удержанию и мотивации персонала.
- Высокая конкуренция, т.к. на рынок торговли выходит множество игроков, которых привлекает стабильный спрос на продукцию.
Сравнение условий франшиз ритейла
В таблице собраны франшизы в торговле по разным направлениям: товары для автомобилей, продуктовые магазины, мебель и многие другие.
Название | Сфера деятельности | Год запуска | Первоначальные инвестиции* | Годовая прибыль | Срок окупаемости, мес |
Вложения до 1 000 000 | |||||
Автодок | Автозапчасти | 2007 | От 300 000 | 432 000 | 10-12 |
Авокадо | Магазин у дома | 2019 | От 400 000 | 1 800 000 | 12 |
ZAPAS | Автозапчасти | 2021 | От 450 000 | От 1 560 000 | 6 |
Вложения от 1 000 000 | |||||
Аскона | Товары для сна и мебель | 2011 | От 1 000 000 до 8 000 000 | 3 000 000 | 12 |
Фасоль | Магазин у дома | 2013 | От 1 100 000 до 10 100 000 | 1 800 000 | 18 |
Ремит | Мясной минимаркет | 2017 | От 1 200 000 | 3 600 000 | От 3 |
Hobby Games | Настольные игры | 2011 | От 1 200 000 | 1 200 000 | 12 |
Чистая вода | Автоматы по продаже воды | 2021 | От 1 470 000 до 9 430 000 | До 12 770 000 | 8-12 |
Панга-Панга | Напольные покрытия и двери | 2022 | 1 500 000 | 2 400 000 | 8 |
Капитан Мармелад | Сладости | 2021 | От 1 600 000 | 2 400 000 | От 8 |
Кухонный двор | Кухонная мебель | 2015 | От 1 900 000 | 4 800 000 | От 9 |
SMOKING SHOP | Табачная продукция | 2016 | От 1 990 000 до 3 090 000 | 1 800 000 | 4-12 |
Советская аптека | Аптечная сеть | 2015 | От 2 000 000 | 6 960 000 | 8-12 |
Белорусская Косметика | Косметическая продукция | 2017 | От 2 300 000 | 4 200 000 | 6 |
220 Вольт | Электроинструменты | 2006 | От 2 800 000 | 3 300 000 | 24 |
Fix Price | Супермаркет фиксированных цен | 2010 | От 3 300 000 до 6 300 000 | 25 200 000 | 6-12 |
Пив&Ко | Алкомаркет | 2013 | От 3 400 000 | 3 000 000 | 14 |
Acoola | Детская одежда | 2010 | От 3 500 000 | 4 200 000 | 15-18 |
Ценадар | Товары по низким ценам | 2023 | От 4 000 000 | От 3 360 000 | 14 |
Магазин постоянных распродаж (МПР) | Товары народного потребления | 2019 | От 4 185 000 до 7 485 000 | 9 240 000 | 9-12 |
Жизньмарт | Продукты и готовая еда | 2020 | От 4 350 000 | От 1 800 000 | 18-36 |
Мария | Кухонная мебель | 2010 | От 4 500 000 | 11 000 000 | 12-18 |
Mr. Doors | Корпусная мебель | 2000 | 6 000 000 | 8 500 000 | До 12 |
Пятерочка | Торговая сеть | 2010 | От 19 000 000 | 8 400 000 | 18-24 |
*В графе «Первоначальные инвестиции» учтен размер паушального взноса
Часто задаваемые вопросы
Выгоден ли магазин по франшизе?
Чтобы создать новый торговый бренд, необходимы большие финансовые и временные вложения на разработку концепции, оформление зала, поиск и закупку товаров и оборудования и т.д. Открытие магазина по франшизе, в свою очередь, относится к выгодным вложениям, т.к. предприниматель сокращает риски – бизнес начинает работать с первых месяцев, привлекая лояльных клиентов, которые знают торговую марку.
Что входит в пакет франшизы?
В пакет франшизы торговли входят:
- право на торговую марку, в т.ч. на фирменное наименование;
- брендбук: маркетинговые, юридические и обучающие материалы, среди которых рекомендации к униформе сотрудников, правилах создания вывески и т.д.;
- финансовый план, смета, информация по ценообразованию, каталог товаров;
- франчбук: описание бизнес-процессов, руководство по открытию, выбору офиса, закупкам, найму персонала, контролю качества товаров.
Франчайзер также сопровождает клиента на начальных этапах работы, делясь своим опытом, что позволяет ускорить окупаемость и увеличить прибыль.
Сколько стоит открыть франшизу?
Цена франчайзингового магазина состоит из паушального взноса, роялти и начальных инвестиций.
Паушальный взнос – платеж, который франчайзи вносит один раз на этапе покупки. Паушальный взнос служит оплатой за работу франчайзера. Если он не предусмотрен договором, франчайзер не несет ответственность перед клиентом.
Роялти – ежемесячные или ежеквартальные отчисления в пользу франчайзера в виде фиксированной суммы или процента от продаж.
Начальные инвестиции – сумма, которую необходимо потратить на открытие магазина: закупка товара, аренда помещения, ремонт, одежда персонала и многое другое.
Цена открытия торгового бизнеса зачастую превышает 1 млн рублей. Большинство предложений до миллиона – интернет-магазины, которые не требуют аренды помещения и склада или найма персонала.
Как заключить договор франшизы?
Россия не ввела понятие «франчайзинг» на законодательном уровне, поэтому, чтобы открыть магазин по франшизе, стороны заключают договор коммерческой концессии. Согласно договору, правообладатель позволяет франчайзи использовать исключительные права, которые принадлежат правообладателю, в своей коммерческой деятельности. Главное условие – правообладатель получает вознаграждение. При этом договор может быть заключен на определенный срок или без срока.
Чтобы защитить обе стороны, в договоре указывают:
- размер и порядок уплаты роялти и паушального взноса;
- условия, на которых покупатель использует товарный знак;
- права и обязанности правообладателя и покупателя, в т.ч. обязанность франчайзера оказывать поддержку;
- требования к работе покупателя, в т.ч. каких стандартов он должен придерживаться для сохранения имиджа бренда.
Важный пункт договора – закрепление территории. Если франчайзи желает получить исключительное право работать в определенном городе, необходимо закрепить за ним эту территорию в договоре. В противном случае франчайзер может продать право на использование товарного знака конкуренту.
Свое дело или франчайзинг?
Планируя бизнес, предприниматель выбирает между своим делом и франчайзингом. Для этого анализируют следующие критерии:
- Финансы. Помимо инвестиций в открытие бизнеса, франчайзи платит правообладателю паушальный взнос и роялти, что увеличивает расходы. Одновременно с этим сокращаются затраты на оборудование и продукцию, т.к. франчайзеры часто предлагают скидки.
- Риски. Франчайзинговый бизнес позволяет сократить риски, т.к. владелец торговой марки учел предшествующие ошибки и поможет их не совершить.
- Бренд. Крупная сеть обладает известным именем и репутацией, что привлекает лояльных клиентов.
- Принятие решений. При покупке франшизы свобода предпринимателя ограничивается – он должен соблюдать стандарты компании, чтобы сохранить имидж.
Таким образом, франчайзинговый бизнес увеличивает шансы компании на успех, однако ограничивают свободу предпринимательской деятельности. Если для бизнесмена важнее создать успешный проект и получить прибыль, нежели реализоваться в роли независимого предпринимателя, франчайзинг становится привлекательной бизнес-стратегией.