Бизнес в сфере производственного франчайзинга – одно из трех значимых направлений наряду с сервисным и продуктовым бизнесом. При этом он требует наибольших человеческих (труд, знания, опыт), капитальных (здания, оборудования) и финансовых ресурсов.
Индустрия производства включает различные направления добычи и обработки сырья, а также изготовления продовольственных и непродовольственных товаров. Согласно Росстату, в 2022 году в России было произведено 1 910 миллионов кв.м. тканей, 71 312 000 тонн пищевых продуктов, 25 690 000 тонн химических веществ, 17 794 600 единиц электрического оборудования. Причем часть их них была изготовлена франчайзинговыми компаниями. Разбираем преимущества и недостатки производственных франшиз, сравниваем их между собой и рассказываем о самых популярных направлениях.
Производственный рынок
Россия – страна с развитой производственной промышленностью. Эта отрасль относится к важнейшим в российской экономике, т.к. на нее приходится треть ВВП. 10.2 миллиона россиян работает в обрабатывающей промышленности, более 1.5 миллиона занимается добычей полезных ископаемых, 4.5 млн – строительством.
В производственный рынок России входят следующие направления:
- добыча полезных ископаемых;
- изготовление пищевых продуктов;
- напитков;
- табачных изделий;
- текстиля и одежды;
- кожи и кожаных изделий;
- продукции деревообработки;
- компьютеров и электроники;
- машин и оборудования;
- мебели;
- транспортных средств и т.д.
Производственный рынок служит источником необходимой продукции, однако ведение бизнеса в этой отрасли относится к самым сложным. Чтобы открыть завод или как минимум собственный производственный цех, требуются большие инвестиционные затраты на закупку сырья и оборудования, оттачивание технологии. Предприниматели, которые планируют открыть производственный бизнес, но хотят сократить риски, покупают франшизы производства.
Франшизы производства
Производственный франчайзинг – возможность купить готовый промышленный бренд и получать доход с первых месяцев. При этом франшизы производства 2024 года делятся на две группы:
- Агентские. Франчайзи занимается тем, что продвигает товар, но ему не требуется открывать собственное промышленное подразделение для выпуска продукции. Предприниматель принимает заказы от клиентов и передает их производителю.
- Фирмы полного цикла. Франчайзи реализует все работы, в т.ч. изготовление товара, поиск рынков сбыта и т.д. Зачастую это франшизы производства для малого бизнеса, которые нуждаются в небольших производственных мощностях.
Преимущества и недостатки франшизы производства
Преимущества:
- Готовая бизнес-модель. Компания-правообладатель (франчайзер) продает предпринимателю (франчайзи) не только право использовать торговую марку. Бизнесмену также становится доступна технология производства.
- Меры государственной поддержки. Государство предоставляет льготы и субсидии российским бизнесменам, проводит тендеры.
- Обучение и поддержка со стороны франчайзера. Франчайзер помогает франчайзи выбрать город для открытия бизнеса, нанять квалифицированный персонал, выбрать локацию. Он также проводит обучающие мастер-классы для предпринимателей и сотрудников компании.
- Скидки на закупки. Франчайзер предоставляет клиенту контакты поставщиков, а также проводит совместные закупки, что сокращает финансовые траты.
Недостатки:
- Малое количество франшиз по производству товаров. Подобный бизнес сложно организовать, поэтому на рынке франчайзинга проще найти предложение открыть сервисную или товарную фирму.
- Зависимость от поставок, в т.ч от импорта. Чтобы создать успешный бизнес в сфере изготовления товаров, необходимы регулярные поставки. При этом некоторые сферы наиболее зависимы от импорта: микроэлектроника, телекоммуникации и IT (самый зависимый вид компаний), изготовление подшипников, автомобилестроение и фармацевтика.
- Ограниченный список поставщиков. Франчайзер предоставляет клиенту список одобренных поставщиков, и франчайзи не вправе обращаться к другим фирмам для закупок, даже если поступило более выгодное предложение.
- Большие вложения. Предприятия, которые изготавливают товары, относятся к самым дорогим, т.к. требуют вложений в оборудование, сырье и развитие технологии. При составлении финансового плана должен быть учтен каждый рубль.
- Ограничения в свободе действий. Франчайзи обязан следовать требованиям франчайзера, чтобы сохранить качество товаров и имидж бренда.
Сравнение условий производственных франшиз
Название | Сфера деятельности | Год запуска | Первоначальные инвестиции*, руб | Годовая прибыль, руб | Срок окупаемости, мес |
Фабрика EVA | Автомобильные коврики | 2020 | 200 000 | 720 000 | 3 |
Печати5 | Изготовление печатей, штампов и ЭЦП | 2013 | 235 000 | 864 000 | 3 |
Грин Декор | Декор из мха | 2022 | 350 000 | 1 800 000 | 3-4 |
АтомХим | Автомобильная и бытовая химия | 2015 | От 550 000 до 1 720 000 | 7 000 000 | 3-6 |
BAZMAN | Емкостное и очистное оборудование | 2021 | Офис продаж – от 870 000
Производство – от 9 400 000 |
Офис продаж – 892 000 | Офис продаж – 11 мес
Производство – 34 мес |
Артель | Памятники и монументы | 2023 | Офис продаж – 930 000
Производство – 9 000 000 |
3 600 000 | 6-18 |
VellDoris | Межкомнатные двери | 2023 | От 1 000 000 до 1 700 000 | От 1 800 000 | 6-8 |
Аскона | Товары для сна и мебель | 2011 | От 1 000 000 до 8 000 000 | 3 000 000 | 12 |
ГаражСтрой | Быстровозводимые здания | 2022 | 1 350 000 | 6 870 000 (через полгода) | От 6 |
GREENBAR | Сити-фермы | 2020 | 1 500 000 | 1 200 000 | 15 |
Мастерфайбр | Резиновые покрытия для детских и спортивных площадок | 2020 | 1 500 000 | От 2 800 000 до 6 600 000 | 5-8 |
Альфа Мебель | Кухни и шкафы на заказ | 2020 | 1 700 000 | 4 000 000 (на второй год) | 10-12 |
Кухонный двор | Кухонная мебель | 2015 | От 1 900 000 | 4 800 000 | От 9 |
Хлебничная | Пекарня | 2019 | От 2 264 800 | 3 000 000 | От 8 |
Дилект | Изделия из дерева | 2023 | 2 500 000 | От 3 000 000 | От 10 |
Мария | Кухонная мебель | 2010 | От 4 500 000 | 11 000 000 | 12-18 |
Умная среда | Уличная мебель из экологичный материалов | 2018 | 5 500 000 | От 5 000 000 | 10-12 |
Mr. Doors | Корпусная мебель | 2000 | 6 000 000 | 8 500 000 | До 12 |
Бабуся Дуся | Мясные полуфабрикаты | 2023 | От 10 140 000 | 7 200 000 | От 18 |
*В «Первоначальные инвестиции» включен паушальный взнос
Популярные направления
Мебель
Мебельная промышленность – популярное направление производственного франчайзинга. Франчайзи может открыть бизнес по изготовлению мягкой мебели, кухонных шкафов, столов и т.п. под известным брендом. К мебельному бизнесу также относят изготовление дверей и матрасов.
Предприниматель имеет право выбрать, какой материал и технологию он будет использовать при производстве, и на основании этого найти франшизу. Один из примеров производственного франчайзинга – компания Mr. Doors, которая изготавливает корпусную и встроенную мебель.
Пищевые компании
В каталог франшиз производства для малого бизнеса с гарантией входят пищевые компании. К ним относятся фирмы, которые изготавливают пищевые продукты, готовые к употреблению, или полуфабрикаты. Промышленные компании закупают сырье, перерабатывают его и доводят до того вида, в котором изделие может быть доставлено клиенту. Франчайзинговые фирмы могут производить хлебобулочные изделия, мясные полуфабрикаты, торты и т.д.
Товары ручной работы
Товары ручной работы востребованы у потребителей, т.к. они уникальны. К франчайзинговым компаниям ручной работы относятся магазины по изготовлению декора для дома, костюмов на заказ, художественных изделий и скульптур, ковров, продукции из кожи.
Франчайзи вправе выбрать один из типов изготовления: он может нанять сотрудников или же производить товары самостоятельно, если у предпринимателя есть специальные навыки.
Товары широкого потребления
Товары широкого потребления или повседневного спроса – изделия, которые покупатели используют регулярно. Характеристики товаров повседневного спроса: доступная цена и быстрые продажи. К ним относятся предметы личной гигиены, моющие средства, мыло, косметическая продукция, зубные пасты и щетки, лампочки, батарейки.
Тенденции рынка производства
В декабре 2023 года объёмы промышленности России выросли на 2,7% по сравнению с аналогичным периодом 2022 года. Это указывает на восстановительную динамику.
Тенденции российской промышленности:
- Рост государственных инвестиций: государство начинает активно предлагать налоговые каникулы и гранты предприятиям промышленной сферы.
- Импортозамещение: зарубежная продукция сменяется российской, в т.ч. из-за государственных льгот.
- Наращивание сотрудничества с Азией: Россия ищет новые рынки сбыта и привлекает азиатских поставщиков на место компаний, которые покинули российский рынок.
Часто задаваемые вопросы
Выгодны ли франшизы производства?
Чтобы определить, выгоден ли бизнес, оценивают его рентабельность. С помощью этого показателя предприниматель понимает, насколько эффективно вкладывать ресурсы в проект. Рентабельность – соотношение расходов и прибыли, поэтому повлиять на это значение можно двумя способами: повысив доходы или сократив издержки.
К наиболее рентабельным относятся производственные франчайзинговые компании с небольшими инвестициями и высоким спросом, т.е. производители печатей, штампов и ЭЦП. Именно такие франчайзинговые предприятия выгодны для начинающих бизнесменов.
Если у предпринимателя есть опыт производственных работ, а на рынке нет крупных конкурентов, допустимо открывать более масштабные франчайзинговые компании, например, по изготовлению мебели. Проекты с большими вложениями окупаются дольше.
Что входит в пакет франшизы?
Франчайзинговые пакет состоит из нескольких частей:
- Юридический блок: договор на покупку, свидетельство о регистрации товарного знака.
- Брендбук включает инструкции, как использовать фирменный стиль компании и все элементы бренда: описание логотипа, фирменных цветов, вывесок и т.д.
- Финансовый блок: финансовый план, смета, информация по ценообразованию.
- Правила взаимодействия сторон отражают программы сопровождения и обучения франчайзи.
- Франчбук: описание бизнес-процессов, инструкций и шаблонов документов, технологические карты.
Сколько стоит открыть франшизу?
Цена открытия франчайзинговой фирмы зависит от типа бизнеса, масштабов компании-правообладателя, требований к запуску и бренда. Производственные фирмы относятся к самым дорогим, т.к. требуют вложений в оборудование и сырье. Минимальная цена франчайзинга в промышленной сфере составляет 200 000-250 000 рублей. К дешевым относятся компании, которые создают печати и штампы, а также небольшие фирмы, производящие товары вручную, например, коврики для автомобилей.
Как заключить договор франшизы?
Чтобы купить франшизу производства, необходимо заключить договор коммерческой концессии или лицензионный договор. По договору правообладатель передает покупателю исключительное право на свой товарный знак или объект интеллектуальной собственности за оплату.
Свое дело или франчайзинг?
Открытие своего бизнеса в промышленной сфере требует от предпринимателя особых знаний, за исключением небольших домашних проектов. В данном случае франчайзинг становится решением, т.к. бизнесмен получает готовую модель с проработанными бизнес-процессами и технологией.
Если предприниматель не имеет большого опыта в отрасли, необходимо выходить на рынок под популярным брендом, поскольку это снижает риски банкротства на ранних этапах проекта.