Открытие бизнеса с нуля связано с высокими рисками, на которые согласится не каждый бизнесмен. Франчайзинговые фирмы помогают сократить риски, т.к. предприниматель реализует проект от лица опытного бренда по готовому бизнес-плану.
Размер стартовых инвестиций остается ключевым показателем при выборе франчайзинга, поэтому категория недорогих бизнес-франшиз – популярное предложение для начинающий предпринимателей. Такие проекты отличаются быстрой окупаемостью, а поддержка франчайзера помогает создать успешный бизнес, который начинает приносить доход с первых месяцев. Рассказываем о популярных направлениях недорогого франчайзинга, их преимуществах и отрицательных характеристиках, а также приводим рейтинг востребованных франчайзинговых компаний.
Цена недорогих франшиз
Чтобы купить франшизу для малого бизнеса недорого, необходимо вложить до 1 000 000 рублей. На цену влияют масштабы компании-правообладателя, город, сфера бизнеса, условия договора (дополнительные опции в виде поддержки франчайзера, обучения и т.д.). В зависимости от цены франчайзинговые организации можно поделить на следующие группы:
- До 200 000 рублей: квизы, домашние производства (например, изготовление ковриков для автомобилей), дропшиппинг.
- От 200 000 до 500 000 рублей: рекламные агентства, ПВЗ с учетом ремонта помещения, бизнес по доставке, копировальные центры, кофейные аппараты самообслуживания, магазины автозапчастей, клининговые службы, фирмы по ремонту квартир.
- От 500 000 до 1 000 000 рублей: химчистка обуви, цветочные магазины, стрит-фуд, бытовая химия на розлив, визовые центры, детские развлекательные программы.
Плюсы и минусы недорогих франшиз
Преимущества:
- Срок окупаемости. Дешевые франчайзинговые проекты быстрее приносият прибыль, чем проекты с высокой ценой. Каждый рубль, вложенный в проект, в среднем окупается за один год.
- Готовый бизнес. Франчайзинговая компания предоставляет франчайзи готовый проект с описанием бизнес-процессов и особенностей бизнеса.
- Не требуют от франчайзи опыт ведения бизнеса. Большинство самых востребованных недорогих франшиз подходит для начинающих предпринимателей, а франчайзер оказывает поддержку на всех этапах работы.
- Небольшое количество сотрудников. Предприниматель может выбирать франчайзинговые проекты, которые не предусматривают большого количества сотрудников, в отличие от масштабных производственных фирм или ресторанов.
Недостатки:
- Высокая конкуренция. Низкая цена предложения привлекает предпринимателей, которые хотят недорого купить готовый бизнес по франшизе.
- Дополнительные платежи. Помимо платы за франшизу, франчайзи необходимо оплатить паушальный взнос и регулярно отчислять роялти, если это предусмотрено условиями договора.
- Сниженная поддержка франчайзера. Франчайзи могут выбрать самый дешевый тариф среди тех, что предлагает франчайзер. В такие тарифы может не входить полноценная поддержка и обучение.
Типы недорогих франшиз
Стрит-фуд
Стрит-фуд – точки продажи уличной еды. Франчайзинг – хороший способ открыть бизнес в сфере общепита с низкой ценой. Франчайзер предоставляет готовые рецепты, рекомендации к оформлению и стандартам обслуживания. При этом для работы не требуется большое количество сотрудников. Бизнесмен вправе выбрать одно из десятка направлений: бургеры, вафли, кукуруза, сахарная вата, блинчики и т.д.
Важное условие – компании необходимо выполнять требования СанПина. Также уличные точки стрит-фуда зачастую работают сезонно.
Квизы
Квизы – развлекательные викторины на разные темы. Этот бизнес относится к самым дешевым видам франчайзинга – инвестиция в среднем не превышает 50 000 – 70 000 рублей. Предприниматель покупает у франчайзера рекламное сопровождение и пакет игр. Чтобы снизить цену бизнеса, квизы можно проводить онлайн.
Реклама
Реклама служит двигателем продаж, поэтому рекламные агентства привлекают клиентов. Франчайзеры предлагают разные рекламные площадки и инструменты для заработка: реклама на чеках, в торговых центрах, производство вращающихся рекламных конструкций, расклейка объявлений и т.д.
Кофейные аппараты
Вендинговые кофейные аппараты – выгодный бизнес с минимальными требованиями к персоналу и обслуживанию. Аппарат работает автоматически, поэтому не требуется нанимать сотрудников. Чтобы запустить проект, предпринимателю необходимо купить аппарат, арендовать небольшую площадь в общественном пространстве с высокой проходимостью. На обслуживание требуется до 3.5 часов в неделю.
Детские шоу и развлечения
Рынок, который ориентирован на детей, относится к стабильным и прибыльным – родители не экономят на одежде, развитии и развлечениях своих детей. Предприниматели могут открыть творческую студию, игровую комнату, образовательную школу.
Самый доступный способ – организация детских шоу и праздников, т.к. проект не требует помещения и оборудования. К детским развлечениям относятся шоу мыльных пузырей, химические эксперименты, мастер-классы. Бизнесмену необходимо выбрать франчайзинговую фирму с интересной программой и качественной рекламой.
Автозапчасти
Рынок автозапчастей делится на первичный и вторичный, и каждый востребован у владельцев автомобилей. Предприниматель может открыть физическую точку продаж или реализовывать товары через сайт. Франчайзеры предлагают клиентам готовые решения, в т.ч. с автоматизированным документооборотом и сайтом. Популярные товары – шины, масла, детали подвески.
ПВЗ
Пункт выдачи заказов – место, в котором посетители получают свои заказы из интернет-магазинов и от служб по доставке товаров. ПВЗ относятся к недорогим франшизам с быстрой окупаемостью. Они популярны среди франчайзи, т.к. бизнес не требует больших вложений и востребован у клиентов, в особенности маркетплейсов. К самым популярным относятся ПВЗ Яндекс Маркета, Ozon и Wildberries.
Для открытия ПВЗ предприниматель выбирает помещение с высокой проходимостью, делает ремонт и оформление в стиле бренда-франчайзера.
Самые популярные недорогие франшизы
Список самых популярных дешевых франшиз состоит из десяти компаний, в числе которых ПВЗ, транспортная компания, стрит-фуд и т.д.
Ozon
Первоначальные инвестиции: от 80 000 рублей
Количество точек: 27 000+
Окупаемость: 6-12 месяцев
Россия – страна с развитыми онлайн-ретейлерами, в числе которых Ozon. За 2023 год оборот компании вырос на 110%, а число активных покупателей увеличилось до 46 млн человек.
Пункт выдачи заказов Ozon – франшиза с минимальными вложениями и быстрой окупаемостью. Количество ПВЗ, которые открыты российскими франчайзи, превышает 27 700. 14 888 из них были открыты за 12 месяцев – с мая 2022 по май 2023 года. Из-за доступной цены бизнес высококонкурентный, а прибыль зависит от оборота ПВЗ.
СДЭК
Первоначальные инвестиции: от 90 000 до 500 000 рублей
Количество точек: 4000+
Окупаемость: 10-12 месяцев
Транспортная компания СДЭК – вторая служба доставки России по охвату после «Почты России». Клиентами выступают 6.5 миллионов человек.
СДЭК предоставляет возможность недорого открыть франшизу для начинающих предпринимателей. На цену франчайзинга влияют дополнительные траты, в числе которых аренда офиса, его ремонт и оснащение, заработная плата сотрудников. Доход зависит от города и численности жителей, расположения, количества конкурентов. Доход складывается из начислений за приемку и выдачу заказов, а также за отправку посылок.
Wildberries
Первоначальные инвестиции: от 500 000 рублей
Количество точек: 17 200+
Окупаемость: 5.5 месяцев
Wildberries – известный бренд и крупнейший онлайн-магазин в РФ. В 2020 году основатели компании запустили партнерскую программу и начали предлагать сотрудничество с маркетплейсом – они позволили предпринимателям открывать пункты выдачи заказов. К 2024 году в России работает более 25 500 точек, среди которых 17 200 – франчайзинговые, 10 300 – собственные.
Франчайзер предъявляет особые требования не только к ремонту, но и к помещению, в котором открыт ПВЗ. Так пункт нельзя расположить на цокольном или втором этаже – требуется открыть точку на первом этаже и первой линии с прямым выходом на улицу.
Авокадо
Первоначальные инвестиции: от 400 000 рублей
Количество точек: 5 000
Окупаемость: 12 месяцев
«Авокадо» — сеть магазинов у дома. Помимо продукции популярных брендов, франчайзи получает доступ к эксклюзивным товарам собственной товарной марки. В отличие от многих других торговых сетей, владельцы магазина «Авокадо» вправе закупать товары у любых поставщиков. Франчайзер оказывает маркетинговую поддержку и предоставляет digital-сопровождение.
33 пингвина
Первоначальные инвестиции: от 400 000 рублей
Количество точек: 1500+
Окупаемость: 4-8 месяцев
«33 пингвина» — сеть кафе-мороженого с 70+ вкусами, среди которых органическая линейка без сахара и молока. Производство располагается в России, поэтому бренд не зависит от внешнеэкономических условий. Предприниматель вправе выбрать формат: летний, остров, кафе. После покупки франчайзер предоставляет мебель и оборудование, товары, базу знаний с медиа-материалами и инструкциями по бизнес-процессам.
Lifehacker Coffee
Первоначальные инвестиции: 390 000 рублей
Количество точек: 5 174+
Окупаемость: 8 месяцев
Lifehacker Coffee – вендинговые аппараты по продаже кофе, которые работают автоматически. Прибыль зависит от расположения аппарата – необходимо разместить его в проходимом месте с платежеспособными клиентами. Предпринимателю не нужно нанимать персонал для приготовления кофе, а на обслуживание одного аппарата требуется в среднем 30 минут в день.
Важно учесть, что вендинговые аппараты подвергаются вандализму, и закладывать 3% затрат на эту категорию.
Чемпионика
Первоначальные инвестиции: от 400 000 рублей
Количество точек: 700+
Окупаемость: 4 месяца
Сетевая футбольная школа «Чемпионика» — возможность недорого открыть франшизу для детей. Школа использует уникальную обучающую методику, одобренную Российским футбольным союзом, – дети вовлекаются в спорт в игровой форме, а в качестве мотивации тренеры применяют систему поощрения. Упражнения и программы тренировок разработаны для пяти возрастных групп, от 3-4 до 13-16 лет.
Франчайзер берет на себя обучение персонала и предоставляет готовые конспекты по методике преподавания. Предприниматель вправе передать фирму управляющей компании и получать пассивный доход.
Stardogs
Первоначальные инвестиции: от 780 000 рублей
Количество точек: 1500+
Окупаемость: от 6 месяцев
Stardogs – кафе общественного питания по продаже хот-догов и других блюд. Самый дешевый вид кафе – павильон, который располагается в проходимых точках (остановки общественного транспорта, метро, парки и т.п.). Инвестиции в павильон составляют 430 000, также требуется внести паушальный взнос 350 000. Доходность превышает 90 000. Цена островного формата выше – от 750 000.
Франчайзер предоставляет технологические карты по приготовлению блюд, помощь в выборе локации, дизайн-макет с описанием интерьера, аудит, скидки на продукты.
Чистая польза
Первоначальные инвестиции: 850 000 рублей
Количество точек: 350+
Окупаемость: 6 месяцев
«Чистая польза» — бренд, которые продает бытовую химию на розлив. Бытовая химия относится к товарам широкого потребления, поэтому спрос на продукцию сохраняется даже в кризис. В торговом зале хранятся емкости с кранами для розлива продукции, дополнительные места для хранения канистр, торговые витрины, меловые доски с ценами.
Ассортимент «Чистой пользы» состоит из 52 позиций: чистящих средств, продукции для стирки и мытья посуды, жидкого мыла.
Алгоритмика
Первоначальные инвестиции: 600 000 рублей
Количество точек: 470+
Окупаемость: от 6 месяцев
Курсы программирования для детей – популярная услуга. «Алгоритмика» — школа программирования и математики, которая учит детей писать код. От франчайзи не требуется опыт программирования. Франчайзер предоставляет доступ к 25 платформам по поиску преподавателей, а также проводит окончательный отбор и обучение специалистов.
Предприниматель может недорого купить франшизу готового бизнеса – каталог и цены представлены на сайте busyspace.ru.