Больше половины жителей России в возрасте от 25 до 34 лет готовы к частым командировкам. Об этом стало известно благодаря опросу сервиса HH.ru и компании «Сибур». В десяти шагах расписываем, как отправить сотрудника в командировку, грамотно оформив все документы.
Шаг 1. А точно ли это вообще надо?
Это точно надо, если не хочется выплачивать штраф. За нарушение правил оформления командировки должностные лица, индивидуальные предприниматели и малые предприятия будут наказаны на сумму до 5 000 рублей, а для средних и крупных штраф может составить от 30 000 до 50 000 рублей.
Шаг 2. Разработайте документ, регламентирующий организацию командировок
Это может быть положение, устав или любой другой формат нормативно-правового акта. В нём нужно прописать всё, что касается командировки. То есть, в документе нужно указать, какого размера суточные предоставляются сотруднику, как лучше бронировать билеты и места проживания. Кроме того, именно в этом документе можно обозначить, как должность сотрудника влияет на размер суточных, категорию транспорта или жилья.
Шаг 3. Проверьте, можно ли отправлять этого сотрудника в командировку
По закону, нельзя командировать беременных женщин, несовершеннолетних (исключение — спортсмены и сотрудники с ученическим договором, если поездка не ученическая).
Шаг 4. Получите согласие от сотрудника
Письменное согласие лучше оформлять всегда, но есть сотрудники, для которых это условие обязательно. Важно в документе обозначить, что они предупреждены о возможности отказаться от командировки.
К таким сотрудникам относятся:
- инвалиды;
- те, кто ухаживают за больным членом семьи (или ребёнком-инвалидом);
- мамы с детьми до трёх лет;
- сотрудники, которые являются единственными родителями или супруг которых работает вахтово (если ребёнку меньше 14 лет);
- работники с тремя и более несовершеннолетними детьми (но только если самый один из детей младше 14 лет).
Шаг 5. Обязательно издайте приказ
Без официального приказа командировка не засчитывается. Важно издать и подписать у сотрудника приказ до начала самой командировки. Оформляйте всё строго по установленным формам: № Т-9, если вы отправляете в командировку одного сотрудника, № Т-9а, если сразу несколько.
Шаг 6. Организуйте логистику
Не забудьте решить вопрос с билетами и проживанием сотрудника. Обычно этим занимаются секретари или офис-менеджеры, возможно, эти обязанности может взять на себя hr-специалист. Это может сделать и сам работник, но деньги на это ему нужно предоставить заранее.
Шаг 7. Выдайте аванс
Сотрудник во время командировки пребывает вне дома, поэтому эти дни ему нужно компенсировать. Не забудьте выдать сотруднику аванс, в который входят суточные, определяемые положением о командировках, а также деньги, которые ушли на билеты и жильё (если это бронирует сам сотрудник).
Шаг 8. Внесите дни командировки в табель
Обычно для этого используют букву «К» или код «06». Однако можно отмечать и иначе — но только при условии,. что это зафиксировано в положении о командировках или любом другом внутреннем нормативном документе.
Шаг 9. Получите от сотрудника авансовый отчёт
В течение трёх рабочих дней по возвращении сотрудник должен предоставить авансовый отчёт. То есть, он должен предоставить данные о собственных расходах и подтвердить их чеками. К этому не относятся суточные, по ним отчитываться не нужно. Но если командировка заканчивается раньше, сотруднику придётся вернуть начисленные сверх суммы деньги.
Шаг 10. Оплатите командировку
Рабочие дни в командировке оплачиваются не по окладу, а по среднему заработку, причем считаются и те дни, когда сотрудник добирается до места командировки. Выплатить эти деньги нужно в ближайшую дату выдачи заработной платы.
Полезные ссылки
ТК РФ Статья 166. Понятие служебной командировки
ТК РФ Статья 348.8. Особенности регулирования труда спортсменов в возрасте до восемнадцати лет
ТК РФ Статья 203. Время ученичества
ТК РФ Статья 167. Гарантии при направлении работников в служебные командировки
Положение об особенностях направления работников в служебные командировки
Иллюстрация: Freepik
Здесь пока еще нет комментариев. Будьте первыми!