Илья Сальников
Основатель и генеральный директор кикшеринг-сервиса SunRent
- Когда появился интерес к средствам индивидуальной мобильности?
- Какие главные инсайты удалось почерпнуть из путешествия по Европе и Америке?
- Мешает ли инфраструктура маленьких городов развитию шеринга?
- Почему выбрано развитие через франчайзинг?
- Какие сейчас инновации есть в дорожной карте приложения SunRent?
- Будете ли вы развивать другие направления?
- Как планируется привлекать инвестиции в будущем?
- Насколько в принятие решений вовлечены франчайзи?
- Как SunRent конкурирует с сильными и известными брендами кикшеринга?
- Насколько поправки в ПДД соответствуют требованиям рынка?
- Что думаете по поводу новых запретов?
- Какие перспективы у рынка шеринга электросамокатов?
Когда у вас появился интерес к средствам индивидуальной мобильности? Часто ли используете их сейчас?
В 2014 году я посещал с супругой Китай, выбирал, каким направлением бизнеса мне заняться. В топе были квадрокоптеры, 3D-принтеры, различные гаджеты, связанные со здоровьем, и электротранспорт. В то время — моноколёса, гироскутеры, мини-сегвеи, самокаты. Больше всего мне откликнулось именно направление электротранспорта. С того времени я не только участвую как собственник компании, но и как личность. Катаюсь на разных видах транспорта, предпочитаю для себя моноколесо. Находясь в других странах, часто использую кикшеринг. У меня установлено порядка 120 приложений, которые позволяют мне брать в разных точках мира самокаты, а также смотреть, как конкуренты в той или иной стране не работают и развиваются. В общем, действительно являюсь фанатом этого направления и уверен, что за электротранспортом и микромобильностью большое будущее.
Какие главные инсайты удалось почерпнуть из путешествия по Европе и Америке? Все ли методики и решения за границей применимы к нашему рынку? Что удалось перенять, как решения для зарубежных рынков проявили себя в России?
Основной инсайт был в том, что это направление действительно перспективное. Что в городах, особенно в Лос-Анджелесе, Сан-Франциско — в Калифорнии — видно спрос на данные модели. Видно, что, самокаты не только часто используются, но и часто ломаются.
На опыте западных стран был анализ, как работает приложение, какие есть преимущества, какие недостатки, где нам нужно усилиться, был проведён анализ по моделям самокатов, и принято решение именно сконцентрироваться на шеринговой модели сервиса. Наши самокаты антивандальные, влагоустойчивые, их гораздо сложнее украсть, и они имеют длительный срок эксплуатации. Ну и я подтвердил гипотезу, что в этом направлении необходимо двигаться, потому что рынок очень растущий, динамичный и перспективный.
Мешает ли инфраструктура маленьких городов развитию шеринга? Сколько приходится закладывать на амортизацию? Есть ли другие преграды для развития бизнеса?
Чтобы количество поездок росло и количество перерастало в качество, необходимо соблюдение двух пунктов.
Первое — это работа с аудиторией. Проведение обучений, школ, различных мероприятий, запись видеоуроков. Они должны показать нашим пользователям, что не надо ездить вдвоём на самокате, что надо сходить на «зебре», соблюдать определённую культуру и правила вождения.
Второе — безопасность самоката. Завод заявляет, что срок службы самоката от четырёх до шести лет, а зависимости от модели самоката. При должном уходе: постоянном контроле, подтяжке тормозов, замене подшипников, устранении люфтов — самокат может прослужить достаточно длительное время, даже больше, чем заявляет производитель.
Всё, что касается инфраструктуры, по большей части лежит на плечах администрации. Шеринговые компании всячески стараются это направление лоббировать, потому что каждая новая велодорожка, парковка увеличивает количество поездок и длительность этой поездки.
Почему выбрано развитие через франчайзинг? Рассматривались ли другие варианты?
Изначально было просто направление розничных продаж электросамокатов, гироскутеров, моноколёс. С течением времени это направление начало пользоваться спросом: обращалось достаточно много партнёров в разных городах, которые хотели стать представителем.
Это не было франшизой в полной мере, это были, скорее, представительства, но идея франшизы уже зародилась в то время. Постепенно продажи росли, к ним присоединилось сервисное направление, потом аренда и сильный IT-блок. Квинтэссенцией стал шеринг.
Во время общения с первыми партнёрами по продажам решили создавать франшизное направление.
Она позволяет головной компании сконцентрироваться на своём центральном продукте, на софте, на системах обучения, мотивации, контроля, на поставках самокатов. И помогать своим франчайзи получать действительно качественный, комплексный продукт, который в дальнейшем уже будет приходить нашим довольным клиентам.
Подробнее о франшизе SunRent.
Ключевым элементом бизнес-модели является мобильное приложение SunRent. Идеи по улучшению обсуждаются совместно с партнёрами. Какие сейчас инновации есть в дорожной карте?
Хочу отметить, что мобильное приложение является одним из фундаментальных элементов системы, но не единственным. Мы не просто предоставляем нашим партнёрам мобильное приложение. Мы предоставляем поддержку по всем другим направлениям. У нас есть сервисный отдел, который ведёт разработки различных нововведений — ящиков, подсветок, новых моделей, самокатов, велосипедов, мопедов. У нас есть поддержка с точки зрения обучения наших партнёров. Есть юридическая поддержка, финансовая, маркетинговая. Предоставляем маркетинговые материалы — фото, видео и так далее. Поэтому делать акцент только на IT-составляющей считаю некорректной.
Все наши партнёры действительно могут отправлять свои пожелания. Мы их тщательно анализируем, фильтруем, сортируем и реализуем. Ничто не уходит от нашего внимания.
Этим, кстати, франшизная модель выгодно и отличается. Мы можем собирать обратную связь от многих умных и инициативных партнёров, позволяя приложению становиться всё лучше и лучше. Даже при штате разработчиков и программистов меньше, чем в крупных компаниях, таких как «Яндекс» или Woosh, мы можем осуществлять достаточно выгодную конкуренцию и реализовать только самые горячие и необходимые нововведения, которые увеличивают количество поездок и их длительность.
Будете ли вы развивать другие направления, например, велопрокат или что-то ещё?
Уже сейчас работает на нашем приложении у партнёров шеринг электровелосипедов, к началу зимы мы разрабатываем уникальный проект зимнего шеринга, а к началу следующего сезона готовим и внедряем в приложение механические велосипеды. Вся техника будет предлагаться конечным пользователям в прокат через наше приложение.
Как планируется привлекать инвестиции в будущем? Будет ли выпуск облигаций?
В данный момент, кроме России, открыты юридические лица в Кыргызстане, Казахстане, США. Сейчас общаемся с потенциальными партнёрами по открытию франшизы из более чем десяти стран. Постоянно рассматриваем различные варианты привлечения инвестиций.
Насколько в принятие решений вовлечены франчайзи? Как у вас с ними строится партнёрство?
Существует опредёленная форма, в которой каждый франчайзи может вносить свои пожелания и предложения по доработкам и улучшению функционала приложения. Все пожелания попадают в общую базу и регулярно проходят голосования среди всех партнёров по реализации этих предложений. По итогам голосования все пожелания ранжируются и реализуются. Регулярно выходят обновления приложения для пользователей, административного приложения и сервисного. Каждые две недели проходят созвоны со всеми партнёрами и на каждой встрече проходит обсуждение выбранной темы. Выступает докладчик, ему задают вопросы и идёт обсуждение этой темы.
Видео размещено с разрешения героя интервью
Как SunRent конкурирует с такими сильными и известными брендами кикшеринга, как Whoosh, «Яндекс » и «Юрент» ? Чем выделяется на их фоне?
Более 90% рынка держат три лидера: Whoosh, «Юрент» и «Яндекс Go». Уверенно себя чувствуют и операторы поменьше.
Компания SunRent за несколько лет нарастила свой парк самокатов до пяти тысяч, которые катают клиентов в 50 городах России и ещё четырёх странах мира.
Насколько поправки в правила дорожного движения, принятые в марте 2023, соответствуют требованиям рынка?
Вопрос регулирования СИМ давно назревший. Кикшеринговый бизнес уже давно придерживается более строгих ограничений, чем новые требования ПДД, которые ввели 1 марта. Например, взять устройство в аренду могут только те, кто старше 18 лет, а скорость СИМ ограничена.
До 90% ДТП с участием СИМ происходили по вине частных владельцев, а не пользователей кикшеринга. Все новые требования ПДД уже давно закреплены во внутренних правилах сервисов шеринговых компаний и знакомы пользователям. К ним относятся: запреты использовать самокат вдвоём, на пешеходном переходе, в состоянии алкогольного опьянения и т.д. Скорость всех электросамокатов всегда была системно ограничена (максимум 25 км/ч, что соответствует новым ПДД), а в местах отдыха и массового скопления пешеходов самокат дополнительно замедляют до 10—15 км/ч. Таким образом, для пользователей кикшеринга ничего не изменилось, поскольку правила использования устройств им уже привычны. Со вступлением в силу поправок в ПДД формируются общие, обязательные для всех и понятные правила.
Кикшеринг признан частью городской транспортной системы на государственном уровне. На все вопросы по поездкам и использованию устройств появились законодательно закреплены чёткие ответы, а пользователям кикшеринга, автовладельцам, пешеходам и другим участникам движения стало понятно, как взаимодействовать между собой. Уровень культуры вождения тоже, мы рассчитываем, будет повышаться.
Что думаете по поводу новых запретов, которые сейчас обсуждаются властями? Оправданы ли они?
Большая часть предложений полезна и актуальна. Разве кто-то может быть против запрета кататься на самокатах пьяным пользователям: пьяные люди опасны в любых других взаимодействиях с обычными гражданами. Разве кто-то может быть против ограничения движения вне велодорожек и разделения потоков пешеходов и «самокатчиков»? Но для этого надо строить больше дорожек во всех населённых пунктах, ставить дополнительные знаки и разметки.
Все участники рынка только «за» создание типовых правил взаимодействия кикшеринговых операторов и муниципалитетов. Это частные СИМ вообще не соблюдают никакие правила, и никто не регулирует, на какой скорости они передвигаются. Мы очень рассчитываем, что они будут соблюдать требования законодательства. А власть, в свою очередь, будет контролировать их так, как контролирует кикшеринговые компании.
Какие перспективы у рынка шеринга электросамокатов?
Считаю, что ёмкость рынка достаточно большая. Как показывает практика, даже во многих подмосковных городах не используется, на данный момент электротранспорт. Направление высокодоходное, перспективное, быстрорастущее. Поэтому мы рекомендуем партнёрам из небольших городов, которые думают об открытии своего бизнеса, обратить внимание на кикшеринговое направление.
Большая часть наших партнёров в конце сезона расширяет свой парк и окупается за четыре—шесть месяцев, то есть за один сезон.
Появляются новые модели электротранспорта — велосипеды, мопеды, самокаты, которые способны распознавать дорожную разметку и количество пользователей, которые на них катаются. Искусственный интеллект подключается для общения с пользователями, анализа поездок. Система с каждым годом становится всё более надёжной и безопасной, потому что безопасность поездки — это приоритет для нашей компании.
Из тех сигналов, которые нам показывает Москва, а Москва является, по сути лакмусовой бумажкой нашей страны. Она первой тестирует на себе различные проекты и нововведения, и кикшеринг с неё в целом и начался. Мы видим открытость городских властей, открытость Собянина, в частности, департамента транспорта, который изъявляют желание в развитии микромобильности и электротранспорта.
Другое дело, для того чтобы это направление эффективно и безопасно росло, нужно увеличивать культуру вождения, делать, делать определённые законы, которые будут создавать эту культуру, и развивать инфраструктур. Каких-то подвижек к блокировке электросамокатов и кишеринга на данный момент я не наблюдаю.
Фото обложки: предоставлено героем
ㅤ
Надеюсь, всё действительно будет всё так благополучно, как герой рассказывает. а то пока ощущение, что действительно к самокатам как-то настороженно относятся. но надеюсь, это изменится!