Олег Кондауров
создатель кофейных компаний «Сова» и Resource Coffee Hunters
В чём отличие бизнеса от предпринимательства?
Смысл в том, что это как таксист, который говорит: «Это я так, для души. У меня там бизнес, 10 машин и вообще я сам вожу». Человек, который пытается делать все один, он по факту один, то есть индивидуальный предприниматель. Ему сложно расти дальше, потому что ему некому перепоручить какие-то вещи. Ему придется нанимать людей и не факт, что он к этому готов и что он умеет общаться с людьми, если изначально он решил один строить дело. Бизнес — это другие мысли, другие цели, намного шире фокус. Ты сразу понимаешь, что можно все делать одному, но это не та идея, которой стоит уделить большое внимание. Поэтому ты продумываешь в голове какое-то количество людей, где-то специфических, которые будут помогать операционные задачи делать. И уже выстраиваешь целую команду.
У вашего бизнеса много конкурентов?
Если посмотреть по статистике, то, конечно, их много. Если ввести «обжарщики кофе в России», там появится что-то вроде 1000. Большое количество. Можно их назвать конкурентами с одной стороны, если смотреть на бизнес как бизнес, но я бы не смотрел на это так, потому что здесь очень аутентичный бизнес про вкус. Вкус — очень субъективная история.
Потому что для одного человека вот это будет вкусно, а для этого — другое. И в целом они редко соглашаются друг с другом, потому что это дело привычки. Это как кофе или чай, которые вы каждый день с утра пьете. Есть любимые вещи — это ритуалы: определенная косметика, музыка. Тут дело вкуса.
Сложно формировать команду в такой узкой сфере?
Это очень сложно, в связи с тем, что индустрия изначально образовалась из небольшого кружка маньяков своего дела. Кто-то занимался оборудованием, кто-то занимался обучением и так далее. Все друг друга знали. И каждый в своем деле «копал» и находил себе таких же. Индустрия росла, появилась обжарка. Всех заинтересовал вопрос уже не импорта, а производства кофе. Открывается огромное количество точек, куда людей нужно поставлять.
Сейчас это воспринимается как временная работа. Студент пришёл, поработал, говорит: «Что вы мне про этот кофе рассказываете, я ещё не знаю, чем буду заниматься». Естественно, для нас это: «Как это ты не знаешь, это же кофе!».
Что делать, если не устраивает сотрудник?
Если ты кого-то приглашаешь поработать, нужно сразу озвучивать все условия, даже те, которые могут не понравиться. Лучше об этом сказать, потому что потом не будет такого: «О, а мне это не говорили». Ты читал, ты подписывал, ты слышал. Все понимают правила игры. Нужно просто общаться. Я в себе воспитал два скилла и даже получаю от них удовольствие — это найм и увольнение людей. Увольнение мне даже больше нравится. Смысл в том, что это всегда происходит в форме разговора, и это повод поговорить честно. «Извини, но я вижу, что ты не получаешь удовольствие от того, что делаешь. Мы не можем так работать, получается, что кто-то будет страдать от того, что ты будешь сидеть на месте».
Есть такое. Люди у нас немножко не умеют общаться и говорить о том, как они себя чувствуют и что у них происходит вообще в жизни. И очень часто бывает, что могут быть какие-то личные обстоятельства, и человек не тянет, но человек не будет об этом говорить. Нет у людей уважения, вроде: «Ребят, у меня сложности, я чувствую, что буду тут неэффективно работать. Я пойду». Когда изначально диалог выстраивается в компании таким образом, люди ценят это.
Как большие компании отбирают для себя партнеров из вашей сферы?
Можно посмотреть на Вкусвилл, который во время пандемии прощупал все производства кофе и вообще всех производителей дорогих и бутиковых, дав им место у себя на полке. По факту они провели большое маркетинговое исследование, будут ли люди платить больше денег за дорогой кофе, который они бы сами не хотели ставить и экспериментировать. Они посмотрели, оценили и поняли, что да, будут платить и за какой конкретно. На тот момент мы тоже начали в эту историю попадать, но поняли, что там будет какая-то свалка всех поставщиков на свете. Мы от этого ушли. На тот момент был фестиваль в Лавке от Яндекса и мы туда направили силы.
Как погрузиться в кофейный бизнес?
Самое главное — понимать, что если хочется этим заниматься и в это погрузиться, есть несколько вариантов. Вариант №1: просто пойти куда-то поработать. То есть конкретно, например: «Хочу жарить кофе». Пойди поработать в места, связанные с обжаркой, которые тебе нравятся. Начни именно с азов, потому что директорами все хотят быть. Когда директор остается один, и он не понимает, что делать, только умеет отдавать приказания по цифрам и думать, что у него все получается, это не работает. Он все равно останется один.
То есть, нужно сначала изучить процесс. Когда я провожу какие-то встречи или что-то рассказываю интересное, я часто вспоминал, что видел одних и тех же людей на встречах. И я спрашивал их: «Ну ты решился заняться чем-то кофейным?». Ответ: «Нет, я все смотрю». Опять же, если тебе хочется, то возьми уже и сделай это. Начни хотя бы с малого, получишь хоть какой-то опыт. Хочешь открыть идеальную кофейню — не надо сразу строить идеальную кофейню, не получится скорее всего.
____
Узнать больше о кофейном бизнесе от человека, который знает о кофе всё и достаёт микролоты из самых экзотических уголков мира, вы можете из видеоинтервью:
Когда кто-то говорит "кофейный бизнес", в первую очередь про бариста думается. Поэтому ожидала увидеть текст очереднего кофезаварщика. А тут про обжарку заговорили. Спасибо, было интересно
кажется, сейчас каждый второй кофе занимается) и все - кофеманы, которые по любви на рынок зашли)
Ну так а что поделать, кофе - вторая нефть, особеено у нас в России. По дороге на работу посчитайте количество кофеен) Если есть спрос, то будут и кофеманы-бизнесмены, которые мечтают о своей кофейне.