Рынок франчайзинга в России развивается: увеличивается число франшиз и оборот франчайзинговых компаний, растёт спрос на российские бренды. Предприятия, которые работают по франшизе, влияют на экономику страны: во франшизных сетях работает 1.38 миллиона россиян, на них приходится более 1.5% в доле ВВП страны.
В статье — о сущности и видах франчайзинга, формах франшиз, а также преимуществах этой бизнес-стратегии для владельца франшизы и её покупателя.
- Что такое франчайзинг и франшиза?
- Платежи по франшизе
- Виды договоров франчайзинга
- Виды франчайзинга
- Формы франчайзинга
- Преимущества франчайзинга для покупателя (франчайзи)
- Недостатки франчайзинга для покупателя (франчайзи)
- Преимущества франчайзинга для владельца (франчайзера)
- Недостатки франчайзинга для владельца (франчайзера)
Что такое франчайзинг и франшиза?
Понятия «франчайзинг» и «франшиза» тесно взаимосвязаны и относятся к форме сотрудничества. Однако франчайзинг как форма предпринимательской деятельности представляет вид договорных отношений между владельцем бизнеса и предпринимателем, который покупает готовую бизнес-модель. Другими словами, франчайзинг – передача права ведения бизнеса от лица бренда. Владелец бизнеса называется франчайзером, покупатель франшизы – франчайзи.
Франшиза выступает в роли объекта договорных отношений, т.е. является комплексом нематериальных благ, которые передаются франчайзи.
Платежи по франшизе
Независимо от вида и формы франчайзинга, предприниматель выплачивает франчайзеру паушальный взнос и роялти.
Паушальный взнос – единоразовый платёж за товарный знак, технологию производства, маркетинговые стратегии и другие опции, включённые в пакет франшизы. Франчайзеры могут предоставлять бизнес-модель без паушального взноса, однако их прибыль будет складываться из высоких роялти.
Роялти – ежемесячный платёж, который франчайзи платит за поддержку от головной компании. Роялти может взыскиваться в виде процента от выручки или фиксированной суммы. Франчайзер также может установить комбинированные платежи, которые складываются из фиксированной суммы и процента с продаж.
Крупные франчайзинговые сети, которые проводят крупные рекламные кампании, запрашивают у франчайзи рекламные отчисления.
Франчайзинговые компании, которые производят товары или сырьё, могут не взимать паушальный взнос и роялти. Они — поставщики, а их прибыль включена в цену поставляемых товаров.
Виды договоров франчайзинга
Термин «франчайзинг» не внесён в российское законодательство, поэтому в РФи невозможно заключить договор франчайзинга. Вместо него используют договор коммерческой концессии, лицензионный или другие договоры. Выбор вида договора франчайзинга зависит от характеристик франшизы, а также правил взаимодействия сторон.
Договор коммерческой концессии
Более половины договоров в сфере франчайзинга — договоры коммерческой концессии. Согласно статье 1027 Гражданского кодекса (ГК) РФ, правообладатель (франчайзер) передаёт покупателю (франчайзи) право на использование товарного знака за вознаграждение. В договоре могут указать срок, в течение которого покупатель вправе работать от имени правообладателя, территория работы и объём прав.
Лицензионный договор
Лицензионный договор также отражает суть взаимодействия сторон при франчайзинге. Четверть сделок на рынке франчайзинга фиксируют в лицензионном договоре. Франчайзер передаёт предпринимателю право использовать результаты своей интеллектуальной деятельности. При этом срок действия лицензионного договора ограничен периодом, в течение которого действует право на результаты интеллектуальной работы.
Договор оказания услуг
Согласно ГК РФ, если стороны подписывают договор оказания услуг, исполнитель обязуется совершить определённые действия, а заказчик – заплатить за эти услуги. Договор может быть заключён на оказание аудиторских, консультационных, обучающих, информационных услуг.
Другие договоры
Франчайзеры оформляют отношения с франчайзи с помощью договора консалтинга, договора поставки или агентского договора.
Консалтинговый договор заключают, когда франчайзер предоставляет франчайзи консультационные услуги.
Договор поставки регулирует отношения между компанией-поставщиком, в роли которой выступает владелец франшизы, и предпринимателем. По договору франчайзер обязуется в обусловленные сроки передавать товары франчайзи.
Агентский договор подразумевает, что одна сторона сделки (франчайзер) выполняет юридические и другие действия для другой стороны (франчайзи). За это франчайзи выплачивает вознаграждение.
Виды франчайзинга
При определении вида франшизы ориентируются на вид предпринимательской деятельности, которую будет вести покупатель франшизы. Основными видами франчайзинга являются: производственный, товарный, сервисный и комбинированный.
Производственный
Под производственным видом франчайзинга понимают такой способ ведения бизнеса, при котором франчайзер передаёт франчайзи технологию производства. Франчайзи изготавливает товары, ищет рынки сбыта. Такая производственная франшиза называется предприятием полного цикла.
Производственные франшизы также бывают агентскими. Франчайзи продаёт товар, но не занимается его производством. Он отправляет заказы на изготовление товаров компании-производителю.
В списке преимуществ производственного франчайзинга выделяют широкий комплекс мер государственной поддержки для развития бизнеса, а также скидки на закупку комплектующих у поставщиков.
Товарный
Товарный или торговый франчайзинг подразумевает, что франчайзи заключает франчайзинговый договор и получает право торговать продукцией бренда. Торговля может быть розничной или оптовой.
Компания может принимать заказы и обслуживать клиентов разными способами: онлайн, через прилавок, магазин самообслуживания, вендинговый аппарат или по каталогу.
По направлениям товарный франчайзинг делится на продуктовый, алкогольный/табачный и непродуктовый. Продуктовые магазины устойчивы к кризисам, т.к. на такие категории товаров сохраняется высокий спрос. К непродуктовым относятся магазины одежды и обуви, косметические бутики и т.д.
Сервисный
Если предприниматель покупает сервисную франшизу, он получает право оказывать клиентам услуги от имени бренда-франчайзера. Речь идёт о заведениях общественного питания, салонах красоты, тренажёрных залах и других компаниях из сферы услуг.
Комбинированный
Комбинированные франшизы— система франчайзинга, при которой предприниматель объединяет несколько видов деятельности. Например, открывает салон красоты, в котором также продаёт косметику, парфюмерию и другие бьюти-товары.
Формы франчайзинга
Выделяют несколько форм франчайзинга: по типу сотрудничества, по количеству точек и по стратегии расширения.
По типу сотрудничества
Прямой
Прямой (классический) франчайзинг — метод ведения бизнеса, при котором франчайзи получает право использовать торговую марку известной компании. Покупая франшизу, предприниматель берёт ответственность за выполнение операционных задач.
Несмотря на то, что франчайзер передаёт контакты поставщиков, описание бизнес-процессов, правила и стандарты работы, ответственность за успех бизнеса несёт франчайзи. Так предприниматель внедряет и регулирует бизнес-процессы, несёт расходы на закупку материалов и товаров, контролирует работу сотрудников. По результатам работы франчайзи выплачивает владельцу торговой марки роялти, если они предусмотрены, и другие сборы, указанные в контракте.
В отличие от обратного франчайзинга, прямая форма ведения бизнеса требует большой ответственности со стороны франчайзи. В то же время бизнесмен получает больше свободы в принятии решений, тем самым развивая предпринимательские способности и набираясь опыта.
Обратный
Обратная франчайзинговая модель подразумевает, что франчайзи реализует товары франчайзера и получает за это процент с продаж. Ключевые управленческие функции (доставка мебели для магазина, регулярные поставки товаров, составление ассортимента и т.д.) выполняет франчайзер. На предпринимателя, который купил готовую бизнес-модель, могут лечь функции по управлению сотрудниками, выплате заработных плат, оплате аренды.
По количеству точек
Индивидуальный
Индивидуальная модель ведения бизнеса подразумевает, что франчайзи вправе открыть только одно предприятие. При этом вводятся территориальные ограничения — компания указывает, в каком регионе разрешено вести бизнес.
Районный
Франчайзер даёт предпринимателю больше возможностей для развития: франчайзи может открывать предприятия в пределах целого региона. Однако требуется согласовывать с головной компанией количество точек, дату и место их открытия. В числе районных франшиз выделяют субфранчайзинговые предприятия и мастер-франшизы.
Субфранчайзинг предполагает, что головная компания даёт предпринимателю право не только вести бизнес на отдельной территории, но и продавать франшизу другим бизнесменам.
Мастер-франшиза — формат, который даёт франчайзи наибольшую свободу действий. Покупатель получает исключительное право распоряжаться франшизой. При этом вести бизнес разрешается не в отдельном субъекте или городе, а в целом государстве или нескольких странах. Такая форма сотрудничества свойственна международным компаниям, которые хотят выйти на новый рынок. Тем самым они повышают узнаваемость бренда и выручку, снижая расходы на расширение сети и содержание.
По стратегии расширения
По опционному соглашению
Сотрудничество на основании опционного соглашения — классическая форма франчайзинга. Стороны заключают договор, в соответствии с которым франшизополучатель покупает франшизу на условиях опциона.
В опционном договоре указывается, что франчайзи не только запускает одно предприятие, но и получает преимущественное право открывать несколько точек под брендом франчайзера. В договоре могут быть прописаны количество допустимых точек и даты их открытия.
НА ЗАМЕТКУ! Опцион позволяет заключать в будущем сделки, условия которых заранее оговорены. Примечательно, что опционное соглашение даёт права, но не обязанности – предприниматель может открывать новые франчайзинговые точки, но не обязан этого делать.
Конверсионный
Конверсионные сделки заключают, если к владельцу бизнеса присоединяется целое предприятие, которое работает в той же отрасли. Обе стороны получают преимущества от сотрудничества. К франчайзеру присоединяется партнёр, который обладает навыками и не нуждается в обучении. Франчайзи, в свою очередь, может работать от лица известного бренда. Тем самым стороны увеличивают обороты компании, совмещая клиентские потоки друг друга.
Дочерний
Как и конверсионный, дочерний франчайзинг предполагает, что к франчайзеру присоединяется предприятие. При этом франшизополучателем выступает опытная компания, которая хочет выйти на федеральный уровень, повысить конкурентоспособность, присоединиться к научным исследованиям.
Дочерние компании имеют большую независимость от головного предприятия и часто сохраняют оригинальное название.
По контракту на менеджмент
В этом случае франчайзи владеет бизнесом, но выступает в роли инвестора, не принимая активного участия в управлении. Развитием и регулированием предприятия занимается головная компания.
Преимущества франчайзинга для покупателя (франчайзи)
В список преимуществ, которые получает покупатель франшизы, входят:
- Минимизация рисков на старте. Франшизополучатель использует готовую бизнес-модель и работает с известным брендом, который сформировал базу постоянных клиентов. Франчайзер помогает найти локацию и нанять сотрудников, что также снижает риск провала. Кроме того, перед покупкой франшизы предприниматель вправе оценить показатели компании, т.к. многие документы выкладывают в открытый доступ. Неперспективные компании можно отсеять на этапе поиска франшизы.
- Консультации и поддержка на всех этапах работы. Франчайзер несёт частичную ответственность за успех покупателей, поэтому оказывает поддержку: готовит обучающие материалы для владельца точки и сотрудников, передаёт контакты поставщиков и т.д.
- Минимальные расходы на рекламу. Предприниматель, который открывает бизнес «с нуля», вынужден тратить деньги на рекламную кампанию. Иначе о его бренде не узнают. Если же бизнесмен открывает предприятие по франшизе, рекламой и продвижением бренда занимается головная компания.
- Стабильные поставки. Франшизополучателю не требуется искать поставщиков, т.к. поставки обеспечивает франчайзер.
- Повышение конкурентоспособности. Маленькие компании и локальные бренды с одной-двумя точками продажи менее известны. Существует риск, что крупная компания вытеснит их с рынка, т.к. у неё больше возможностей для рекламы и привлечения клиентов. При покупке франшизы эти риски ликвидируются.
Недостатки франчайзинга для покупателя (франчайзи)
- Дополнительные платежи. За право работать от имени известного бренда франчайзи вынужден платить паушальный взнос, роялти, рекламные отчисления и другие платежи, предусмотренные договором.
- Ограничения в принятии решений. Владелец бизнеса редко учитывает мнение франчайзи, поэтому покупатель не может участвовать в принятии важных решений. Например, франчайзер решает самостоятельно, как распорядиться рекламным бюджетом, какие новинки ввести в меню кафе и т.д.
- Строгие стандарты и регламенты. Франчайзер вводит правила, которые обязаны выполнять все партнёры. Заранее прописываются требования к помещению, форме сотрудников, качеству обслуживания и т.д.
- Ограничения в выборе поставщиков. Предпринимателю разрешено закупать товары и оборудование только у тех поставщиков, которых рекомендует франчайзер.
- Сложность выхода. В большинстве договоров указано, что франчайзи не может перепродать бизнес. Предприниматель вынужден ждать завершения срока договора и передавать точку владельцу бизнеса или продлевать договор.
- Непредсказуемость франчайзера. Создатель бренда может закрыть бизнес или покинуть российский рынок. Франчайзер также вправе отказаться продлевать договор или изменить условия сотрудничества.
Преимущества франчайзинга для владельца (франчайзера)
Компания, которая решается запустить франшизу, получает возможность:
- Масштабировать бизнес. Компания может выйти на всероссийский уровень, а основную работу по открытию точек, организации работы, налаживанию бизнес-процессов будут выполнять франчайзи.
- Повысить узнаваемость бренда. Чем больше точек открыто, тем известнее становится бренд.
- Увеличить доход. Франчайзи платят компании паушальный взнос и роялти, что приносит прибыль головному предприятию.
- Повысить объёмы продаж. Если франчайзер занимается продажей товаров собственного производства, то открытие франшизы позволяет найти новые источники сбыта. Франчайзи регулярно закупает товары, а франчайзер получает возможность расширять бизнес и решать корпоративные задачи.
Недостатки франчайзинга для владельца (франчайзера)
- Репутационные риски. Франчайзеру нужно контролировать качество товаров и услуг, т.к. репутация компании может ухудшиться из-за ошибок одной точки.
- Ответственность. Владелец бизнеса несёт ответственность перед партнёрами. От его рекомендаций, рекламных кампаний и стратегий развития зависит успех всей сети.
- Прибыль меньше, чем при открытии собственных точек. Франчайзер получает только часть прибыли от работы франчайзинговой фирмы в виде роялти.
- Риск распространения коммерческой тайны. Чем больше у компании партнёров, тем сложнее держать в тайне рецепты, технологии и описания производственных процессов.
Фото: Freepik
Здесь пока еще нет комментариев. Будьте первыми!