Top.Mail.Ru
Инвестиции в образование: как EdTech-стартапы меняют лицо образовательной индустрии
Инвестиции в образование: как EdTech-стартапы меняют лицо образовательной индустрии

Инвестиции в образование: как EdTech-стартапы меняют лицо образовательной индустрии

Образование – один из главных трендов современности. Udemy, Lynda, Alison, Coursera – всемирно известные платформы, на которых можно выучить буквально всё, от программирования до квантовой физики. EdTech-стартапы изменили и продолжают менять облик образовательной индустрии, делая процесс обучения более интерактивным, завлекающим и эффективным.

Почему EdTech-проекты эффективны

Почему EdTech-проекты эффективны
Фото: tonodiaz, Freepik

EdTech-стартап – это технологическое решение, образовательный сервис в виде сайта или приложения для получения знаний в узкой или широкой нише. Причины, почему это работает:

  1. Пандемия коронавируса показала, что дистанционное обучение доступно каждому. Достаточно смартфона, планшета, ноутбука и подключения к сети. Но при этом возникла другая проблема: с помощью Google Meet, Skype, Zoom и других сервисов учителя и ученики просто общались. В отличие от них, в EdTech роль учителя минимизируется. Во многих проектах материал подаётся в игровой форме, поэтому прямое участие преподавателя не требуется.
  2. Образование – это тренд. Каждый пятый житель Земли учится в школе или институте. В развитых странах непрерывное обучение на протяжении всей жизни относится к общепринятым трендам. Люди продолжают повышать квалификацию и получать новые знания даже после того, как окончат образовательное учреждение.
  3. EdTech – это понятный сегмент с предсказуемой аудиторией, поэтому инвесторы не боятся экспериментировать.
  4. EdTech-стартапы удовлетворяют отложенный спрос. Duolingo – революционное приложение в сфере изучения иностранных языков. Grammarly – простейший сервис для проверки грамматики, который оценивается в 13 миллиардов долларов. Необходимость в таких сервисах назрела давно.
  5. Постоянное развитие. Пользователи стремятся учиться быстрее и эффективнее, поэтому в EdTech-сегменте царят активность и здоровая конкуренция. Клиент может пользоваться услугами нескольких конкурирующих сервисов одновременно.

EdTech и персонализация

К важным особенностям EdTech-стартапов относится персонализация. Это решает главный недостаток группового обучения – отсутствие индивидуального подхода. Преимущества персонализации:

  1. Отказ от устаревшей модели образования. В стандартной образовательной модели принято, что несколько десятков учеников в классе слушают одного учителя, студенты получают доступ к одной и той же информации. При этом особенности учеников не учитываются. Качество обучения могут повысить простые приёмы персонализации, например, возможность изменять скорость видео. Так каждый ученик может увеличить или уменьшить скорость видеопотока, сделав своё обучение более комфортным.
  2. Получение целевых знаний. EdTech позволяет ученикам пройти тестирование и выбрать образовательные материалы, которые соответствуют их уровню подготовки. В результате пользователь не тратит время на ту информацию, которую он изучал ранее.

Благодаря персонализации ученик или студент обучается в собственном темпе. Алгоритмы помогают оттачивать изученные темы и работать над теми, что были плохо усвоены. При этом обучение проходит в формате тестов, игр и марафонов.

EdTech сильно соприкасается с психологией. В результате ученики усваивают сложные и непонятные темы, к которым, как могло казаться, не имеют природной склонности.

EdTech и геймификация

EdTech и геймификация
Фото: rawpixel.com, Freepik

Дети, которые растут в наше время, намного меньше читают, предпочитая видео и игры. Подобное утверждение актуально и для взрослых. Не стоит считать это проблемой. Это – новая реальность.

В качестве удачных примеров геймификации можно назвать:

  1. Сервис Reading Eggs от компании Blake eLearning Pty Limited. С его помощью миллионы учеников по всему миру учатся читать на английском языке с помощью любимых героев через метод целых слов. Множество мини-игр и заданий позволяют задействовать большинство отделов мозга и привлечь внимание ребёнка. Результаты детей, которые учились с помощью Reading Eggs, оказываются значительно лучше, чем у других учеников.
  2. Uchi.ru, Obrazovaka.ru, Znanja.org – это российские сервисы, которые дополняют школьную программу. Постоянная аудитория каждого нового стартапа в этой сфере превышает десятки миллионов человек.
  3. «Интернет урок» – дистанционная школа, которая предлагает доступ ко всем предметам и урокам для учеников младшей, средней и старшей школы.
  4. Duolingo – всемирно известный сервис для изучения иностранных языков. С его помощью ученики могут достичь уровня владения языком от A2 до B1, выполняя несложные и увлекательные задания. Обучение обходится без скучной и излишне академичной грамматики.

Главный фактор успеха – геймификация школьных дисциплин, введение интерактивных форм обучения и отказ от стандартных 45-минутных уроков.

Российский EdTech

Западные санкции привели к росту российской экономики, в том числе EdTech-сектора. В 2023 году на российском рынке было заключено семнадцать крупных сделок:

  1. В начале прошлого года VK стал собственником упомянутой ранее платформы Uchi.ru. Сумма сделки составила 8,7 миллиарда рублей, что стало абсолютным рекордом рунета.
  2. Годом ранее Prodamus, агрегатор платёжных систем, стал собственником AXL, платформы для создания онлайн-курсов.
  3. МТС приобрела Phishman, систему В2В-обучения.
EdTech-сфера динамично развивается. За год сервисы могут поменяться до неузнаваемости: разработчики добавляют новый функционал и экспериментируют с дизайном.

На рынок выходят крупные инвесторы и известные компании, что служит лучшим доказательством перспективности индустрии. Правда, мультипликатор невысокий: выручка за год – полтора. Это показывает, что крупные инвесторы и с энтузиазмом, и с опаской относятся к новаторству в образовательной сфере и не готовы рассматривать такие активы как пассивное приобретение.

Зачем крупному бизнесу EdTech

Разработка продуктов с нуля требует меньше средств, но больше времени, поэтому крупному бизнесу проще купить работающий проект, чем создать его самому. Так, например:

  • «Яндекс» с его огромными IT-мощностями мог бы легко разработать собственный сервис развивающих игр для детей дошкольного возраста, однако компания решила инвестировать в покупку платформы «Сказбука»;
  • «ВымпелКом» купил стартап Novator Kids;
  • Фонды компаний МТС, «Ростелеком», «ВымпелКом» и других инвестируют в EdTech, чтобы восполнить недостаток своих стратегий.

Роль государства

В России созданы привлекательные условия для развития образовательной среды. Русский язык – основной язык российского EdTech и самый популярный язык европейского Интернета. Он привлекает студентов из многих стран, в которых нет подобных альтернатив.

EdTech-компании получают средства за счёт грантов, займов, льгот, инвестиций, кредитов. Поскольку в большинстве своём это стартапы, важную роль играют ангельские инвестиции. Скорая монетизация не становится главной мотивацией для покупателей и инвесторов. По этой причине крайне актуальным является дополнительное инвестирование и реинвестирование прибыли.

EdTech-стартапы преобразовывают сферу образования, устанавливают свои требования и стандарты, создают пользовательские привычки.

Главная задача создателей и инвесторов – формирование и удержание пользовательской базы и рост качества. Это касается всех сегментов: В2В, В2С и В2G.

Актуальные тренды

  1. EdTech-стартапы уходят от акцента на контентные стратегии. YouTube как глобальная бесплатная платформа видеоконтента не может считаться идеальной для образования из-за отсутствия интерактивности, персонализации и инструментов контроля.
  2. Изучение рынка, аналитические исследования, сегментация целевой аудитории. EdTech-стартапы уходят от моделей Udemy или Coursera, ориентируясь на более узкую аудиторию. Примером тому служит DataCamp – платформа изучения программирования и искусственного интеллекта.
  3. Диверсификация. Зачастую инвестор распределяет вложения в ряд проектов, которые работают в одной нише, чтобы обеспечить полное присутствие в этой сфере.

Фото обложки: rawpixel.com, Freepik

Наш канал, где вы найдёте самую свежую информацию о бизнесе
Комментарии
0

Здесь пока еще нет комментариев. Будьте первыми!

Отправить комментарий
Текст:
Выберите аватарку пользователя
Укажите свою почту
Укажите свое Имя и Фамилию
Спасибо!