Содержание
- Франчайзинг: что это и в чём его выгода
- Основные понятия франчайзинга
- Формы и виды франчайзинга
- Плюсы и минусы такой формы бизнеса
- Франчайзинг и российское законодательство
- Как выбрать франшизу
Франчайзинг: что это и в чём его выгода
Франчайзинг — это особая форма деловых отношений, при которых крупная компания делегирует право на работу под своим брендом небольшой фирме или индивидуальному предпринимателю за определенную стоимость и процент с продаж (паушальный взнос и роялти). Головная фирма в таких отношениях именуется франчайзером, а получатель права работы под ее брендом — франчайзи. Последний получает возможность быстро раскрутиться под громким именем франчайзера, при этом он может использовать его маркетинговые материалы и технологии ведения бизнеса. Такая форма организации деятельности популярна среди начинающих бизнесменов, которые хотят быстро «стартануть».
Основные понятия
Рассмотрим основные понятия подробнее. Начнем с франчайзера и франчайзи. Первый представляет собой компанию, которая передает права на бренд, технологии, а также помогает запустить процессы. ИП или организации, которые получают все это, именуются франчайзи. Они платят:
- Паушальный взнос. Это разовый платеж за пакет документов, маркетинговые материалы и легализацию работы под именем фирмы.
- Роялти. Ежемесячные отчисления от выручки за возможность работать под брендом головной компании.
Важно: некоторые компании требуют оплаты только паушального взноса, а некоторые обязывают платить и роялти.
Все обязанности и данные, которые передаются в такой сделке, называются франшизой. В зависимости от специфики головной фирмы, она может включать в себя права на работу под брендом, маркетинговые материалы, IT-технологии и т. д. В рамках франшизы передается и бизнес-модель, а именно информация о том, как устроен бизнес изнутри, например, технологии продаж и бренд-бук компании. Франчайзер передает максимально подробные данные по всем важным моментам вроде подготовки персонала к работе и даже планировке и оформлению помещения. Каждая франшиза предлагает свои собственные условия, поэтому перед тем как приобрести ее, обязательно изучите, что она в себя включает.
Еще одно важное понятие при работе с франшизами –- это стартовые инвестиции или объем денежных средств, необходимых для запуска проекта. Они включают в себя паушальный взнос, а также первоначальные затраты на аренду помещения, зарплату сотрудников, закуп материалов и прочие затраты.
Формы и виды франчайзинга
Выделяют следующие формы: прямой, субфранчайзинг, а также мастер-франшизу. Первая характеризуется простой легализацией возможности работы под брендом, при этом она чаще всего ограничена по территории, а франчайзи выступает в роли одного юридического лица или ИП. Субфранчайзинг отличается от прямой формы тем, что его условия предполагают, что франчайзи может сам передавать право на ведение бизнеса под брендом головной фирмы. Мастер-франшиза — это эксклюзивная передача прав франчайзи также на ограниченной территории, т. е. он будет на ней единственным представителем бренда.
Франчайзинг бывает следующих видов:
- Производственный. В этом случае передается право на производство продукции.
- Товарный. Здесь передается право на реализацию товаров.
- Сервисный. Такой вид позволяет франчайзи оказывать услуги под брендом головной компании.
- Обратный. Головная компания передает возможность вести дела под своим брендом.
- Деловой. Такая франшиза будет включать в себя лицензию на организацию деятельности.
Особой популярностью пользуется товарный и сервисный франчайзинг, т. к. он требует меньше вложений.
Плюсы и минусы
Бизнес — это всегда отношения двух сторон. Поэтому помните о том, что преимущества для одной стороны могут быть недостатками для другой и наоборот.
Главные плюсы для головной фирмы: дополнительная прибыль в виде паушального взноса и роялти, монетизация знаний, повышение узнаваемости бренда и быстрое развитие сети. Из минусов стоит отметить потерю эксклюзивности, собственноручное выращивание конкурентов, репутационные риски, сложности в управлении разрастающейся сетью. Фирме необходимо четко следить за бизнес-процессами и подстраивать их под меняющиеся условия работы.
Франчайзи получает следующие преимущества: работу под брендом по проверенной технологии и поддержку, в том числе маркетинговую. Часто франчайзеры предоставляют очень много материалов, вплоть до брошюр, листовок, баз рекламных каналов и т. д. Из минусов стоит отметить риск столкновения с недобросовестным брендом, низкую рентабельность из-за роялти, зависимость от репутации сети.
Российское законодательство
Такая сделка попадает под договор коммерческой концессии. Согласно нему, одна сторона передает, а вторая получает возможность использования исключительных прав (например, на товарный знак). Единой формы такого договора нет, поэтому у каждой компании он свой. Однако к таким документам все же есть некоторые требования, а именно:
- Франчайзи может быть только юридическое лицо, либо индивидуальный предприниматель.
- Нужен зарегистрированный товарный знак.
- В договоре указана сумма паушального взноса и роялти.
- В документе указаны обязанности обеих сторон.
Важно зарегистрировать договор в Роспатенте, чтобы если между сторонами возникнут разногласия, судебные разбирательства были менее тяжкими.
Как выбрать франшизу
Главный параметр здесь — это оценка величины денежных средств, которые нужно будет вложить. Для этого нужно рассчитать величину паушального взноса, а также затраты на открытие (аренда помещения, закупка материалов, заработную плату сотрудников). Данные предоставляет франчайзер, поэтому вам только остается их у него запросить.
Перед тем, как остановиться на какой-то одной франшизе, советуем изучить предложения на рынке. Заключать договор с понравившимся франчайзером лучше с помощью опытного юриста.
Франчайзинг — выгодная форма организации деятельности как для головной компании, которая передает право на работу под своим брендом, так и для получателя этого права. Однако бизнес несет риски, поэтому перед тем, как стать одной из сторон франшизы, стоит поработать с юристом. Франчайзеру нужно внимательно отнестись к процессам, ведь с ростом сети они непременно будут меняться, а франчайзи стоит очень тщательно подходить к выбору франшизы с точки зрения вложений и юридической чистоты договора.
Здесь пока еще нет комментариев. Будьте первыми!