Александра Тиманова
создательница брендингового агентства Типографика и куратор онлайн-курса по графическому дизайну на Нетологии
Агентство Типографика оказывает весь спектр услуг для продвижения малого и среднего бизнеса. Имеет профильные награды и подтвержденные успешные проекты. Помимо управления агентством, создательница проекта преподаёт в онлайн-школе Нетология.
Как проходил процесс создания собственного проекта?
Дизайн — это конкурентный рынок в России. Кроме больших студий, каждый месяц выпускаются сотни дизайнеров из онлайн-школ. Но многие не выдерживают первого года, когда клиентов нужно искать, а сарафанка ещё не работает. Поэтому на открытии я больше ориентировалась на конкурентов с точки зрения их продукта. Хотелось, чтобы моё агентство стремилось к результатам Студии Артемия Лебедева, Depot, Wemakefab.
С позиционированием мы работаем до сих пор — это постоянный процесс. Недаром говорят, что все приходит с опытом. От этого строится и наша бизнес-модель.
До проекта я была дизайнером на фрилансе. И создание агентства заключалось в сборке моих наработок, клиентов и сотрудников в единую систему. Поэтому старт получился быстрым и эффективным — продолжили наши проекты под крышей нового агентства.
Где искали первых клиентов?
Продвигаемся мы в основном в диджитал-каналах. Ведем соцсети, сайт, принимаем участие в конкурсах и фестивалях, даем интервью. Недавно рассказывала про успешный старт карьеры дизайнера в онлайн-школе, в которой училась сама.
Эфир с рассказом Александры
Большая часть заказов приходит по сарафанке и от старых клиентов. Со всеми стараемся поддерживать хорошие отношения. Обычно один успешный проект приносит пять новых и так в прогрессии.
При этом мы ещё даже не пытались продвигаться оффлайн. У нас работает телефонная линия, но телефон ещё ни разу не звонил. После ковида всем удобнее найти тебя в интернете и написать в мессенджере.
Сколько вложили в продвижение своих услуг, понадобились ли инвестиции?
Первые вложения были в упаковку агентства: сайт — 140 000 рублей, логотип — 30 000 рублей, Яндекс.Бизнес для рекламы — 27 000 рублей и социальные сети — 70 000 рублей. Дальше по мелочи: CRM-система, телефония, подписки на софт.
Было бы здорово работать с привлеченным капиталом, но в мире дизайна — это редкий случай. Поэтому использовала собственные накопления с фриланса и деньги мужа, он тоже предприниматель.
Что самое сложное в поиске клиентов?
Найти этих клиентов, конечно же. Ниша высококонкурентная. Чтобы работать на большие чеки, нужно портфолио. А где взять кейсы, если нет заказов — вопрос. Многие прибегают к созданию фейкового портфолио, а кто-то берет заказы поменьше.
Важно с первого дня выстраивать правильные отношения с клиентом. И, наверное, это самое сложное.
Если брать мой период фриланса, то первые клиенты пришли три года назад. И, конечно, главная эмоция была страх. Тогда у меня не было команды, и вся ответственность за результат лежала только на мне.
Мне очень повезло. Первые клиенты оказались милыми женщинами, с которыми было комфортно работать. Это были недорогие проекты, и благодаря им я смогла обрести уверенность в своем деле и получить нужные кейсы, которые позволили привлечь новых клиентов уже на портфолио.
Расскажите про самые интересные кейсы, с которыми вам удалось поработать.
Первое, что приходит в голову: ресторан паназиатской кухни «Будда» из Благовещенска. Первоначально они обратились с задачей обновить фирменный стиль. И мы разработали новую визуальную коммуникацию, которая глубоко отражает их авторский паназиатский стиль. Изюминкой проекта стали авторские иллюстрации, которые попали на страницы меню. Проект оказался настолько успешным, что мы с ними работаем уже на протяжении года. Дизайним в данный момент их заведение «Камбэй».
Вообще у меня хорошо складывается сотрудничество с ресторанным бизнесом. Видимо, из-за того, что мой муж ресторатор и держит заведение «Рёберная Mr.Kulinar». И я много тренировалась на его проекте: создавала меню, флаеры и другие промо-материалы.
Дальше по значимости идёт новый проект Chief’s Story — это авторские специи. Они оформлены в премиальные наборы и будут продаваться для ресторанов и всех, кто любит готовить. Задача была придумать яркий и запоминающийся образ для сложного продукта. Мы разработали маскота — повара, который будет погружать потенциальных покупателей в мир захватывающих историй кулинарии.
Выполняете ли вы заказы клиентов сами или занимаетесь исключительно управлением?
Я обожаю дизайнить, поэтому до сих пор берусь за многие проекты сама. И продолжаю учиться, так как много направлений и нужно постоянно развиваться. Сейчас прохожу большой годовой курс по иллюстрации.
Также приходится быть в повестке агентства, курировать основные вопросы по большим проектам и взаимодействовать с командой. Много времени занимает непосредственное общение с клиентами. В агентстве не принято отгораживаться от клиентов отделом продаж или проджект-менеджером. Поэтому, если есть вопросы, я всегда стараюсь пообщаться.
Что сейчас с заказами? У вас есть постоянный пул клиентов или «то пусто, то густо» и находитесь в поиске новых?
Много клиентов возвращается, кто обращался летом прошлого года. И это признак, что пул начинает формироваться. Есть ещё и те, кто обращался с большими заказами, а теперь подкидывает мелкие задачки. Поэтому агентство никогда не простаивает.
Ищем сейчас только больших клиентов с интересными проектами. Согласование таких проектов — это всегда долгий процесс, поэтому его необходимо поддерживать и всегда держать на контроле.
Поделитесь цифрами и достижениями.
Как уже говорила, я отработала на фрилансе почти два года, а потом открыла агентство. Поэтому часть финансовых и имиджевых успехов приходится на первый период: 5 наград на Behance и постоянно растущий доход. Всего я поработала с 40 нишами, а проекты сложно подсчитать.
В составе агентства мы уже получили три награды от Dprofile (российский аналог Behance) в категории брендинг. Приняли участие в дизайн-фестивале «Среда», итоги которого подведут осенью.
В цифрах доход агентства за два месяца с апреля составил 400 000 рублей. Но нужно учитывать, что были майские каникулы, и теперь на проектах работает команда, которой надо платить. Пока 80% выручки — это реинвестиции.
С чего начать поиск клиентов в 2023 году?
В первую очередь начните с качественного продукта. Если он по-настоящему решает проблему клиента, за ним будут выстраиваться очереди даже без рекламы.
Когда продукт будет готов, проведите тестирование. Вашими первыми клиентами могут стать друзья, коллеги, родственники. Они, в свою очередь, могут порекомендовать вас дальше. Обязательно соберите их впечатления в обратную связь, которую вы сможете использовать в своей контент-стратегии.
Дальше стоит задуматься о разработке сайта и запуске в социальных сетях.
Не забывайте уделять внимание текущим клиентам: отправляйте рассылки, будьте на связи и делайте все, чтобы они возвращались и советовали вас коллегам. Правильное комбинирование и развитие этих каналов продвижения — ключ к постоянному потоку клиентов. И главное, наберитесь терпения. Это может занять время, но результат будет стоить того.
В другой статье своим опытом поиска клиентов поделился Эмин Сафаров — digital-маркетолог, основатель агентства VHQ Digital.
Я начинающий дизайнер, и пока тема поиска клиентов пугает меня больше всего(( Где их искать вроде понятно, но как с ними взаимодействовать, чтобы остались, чтобы деньги приносили?.. хотелось бы про это больше узнать...
Клиентов легко искать, когда муж ресторатор и о деньгах заботиться не надо)) а каких-то практических советов я тут не увидел