Top.Mail.Ru
Инвестиционный франчайзинг — пассивные инвестиции во франшизы
Инвестиционный франчайзинг — пассивные инвестиции во франшизы

Инвестиционный франчайзинг — пассивные инвестиции во франшизы

Разбираемся, как выбрать надёжную франшизу и на что обратить внимание при анализе компании

Классические франшизы предполагают открытие бизнеса по готовой стратегии от известного бренда, а также прямое управление им. Однако существует другой вид франчайзинга — инвестиционный. Под ним понимают бизнес-модель без активного участия предпринимателя: франчайзи получает доход за свои инвестиции. Разбираем преимущества инвестиционных франшиз, правила выбора компании для вложения денег и отличия такого формата от традиционного франчайзинга.

Инвестиционные франшизы и традиционный франчайзинг

Инвестиционный франчайзинг — финансовая модель, в которой предприниматель вкладывает деньги в проверенную бизнес-стратегию для получения прибыли. Различия классических и инвестиционных франшиз:

  • Финансовые обязательства. В традиционном варианте стороны (франчайзер и франчайзи) заключают франчайзинговый договор, и партнёр вкладывает первоначальные инвестиции на запуск бизнеса, а также платит паушальный взнос и регулярные роялти. В инвестиционных франшизах предприниматель вкладывает капитал в обмен на часть прибыли.
  • Доход. Инвестор получает стабильный пассивный доход, при этом практически не сталкивается с рисками и зависит от общей прибыли компании. Франчайзи имеет шансы получать более высокую прибыль благодаря успешному управлению точкой, однако его работа сопряжена с высокими рисками.
  • Обязательства по управлению. В классическом франчайзинге партнёры принимают активное участие в развитии сети, управлении бизнесом, планировании и выполнении ежедневных операционных задач. В инвестиционной модели управленческие обязательства отсутствуют.
  • Автономия бизнеса. Владелец франчайзинговой точки вынужден соблюдать правила и стандарты работы франчайзера. Однако при этом он имеет значительную автономию в управлении бизнесом. Инвестор же имеет ограниченный спектр прав и влияет на сеть только в рамках инвестиционного соглашения.
Для инвестиционных франшиз используют множество обозначений, например: смарт-франшиза, без личного участия или лайт.

Предприниматели выбирают инвестиционную стратегию из-за высокой доходности. Реальный бизнес более выгодный, чем инвестиции на бирже ценных бумаг или вложения в недвижимость. При этом он менее рискованный. Доходность инвестора зависит от сферы работы франчайзинговой организации и условий конкретной франшизы. В среднем она составляет от 20 до 70% в год.

Найдя надёжную компанию, предприниматель получает не только пассивный доход, но и возможность диверсифицировать инвестиционный портфель. Однако решение об инвестициях во франшизу требует тщательного анализа предложений и оценки рисков.

Владельцы франшиз, в свою очередь, предлагают инвестировать в своё дело, потому что им проще получить деньги у предпринимателей, чем у банков. Кредитные организации более строго оценивают риски и просят залог. Полученные деньги франчайзер вкладывает в развитие бизнеса, ремонт помещений, покупку оборудования, найм сотрудников, создание ПО и решение других задач.

Схемы инвестиционного франчайзинга

Предприниматель может стать инвестором франчайзинговой организации по одной из трёх схем:

  • Предоставить инвестиции в долг. Владелец франшизы и предприниматель подписывают договор инвестиционного займа. В его условиях прописывают размер выплат кредитору, которые складываются из фиксированной суммы и процентов.
  • Стать совладельцем, который получает доход, но не участвует в управлении компанией. Бизнесмен покупает долю в компании или в её филиале и получает часть прибыли в течение срока действия договора.
  • Получать доход, не становясь владельцем. Предприниматель вкладывает инвестиции во франчайзинговую сеть, но не получает долю компании. Его доходы увеличиваются с ростом оборота организации или её отдельных точек.

Как выбрать франшизу для инвестирования

Количество инвестиционных компаний на рынке франчайзинга в России не превышает 5% от общего числа франшиз, поэтому объём предложений ограничен. Главная задача инвестора — найти опытного франчайзера с развитой бизнес-моделью и отработанными технологиями. Для этого необходимо проанализировать:

  • Репутацию компании. Ищите бренд с устоявшейся репутацией, который не один год занимается развитием сети. Наличие большого числа успешных кейсов в истории компании снижает вероятность неудачи.
  • Финансовые показатели. Проанализируйте финансовые отчёты франчайзинговой организации, изучите информацию о доходах, оцените, как франшиза работает в период экономической нестабильности.
  • Перспективы. Прежде чем заключить инвестиционное соглашение, запросите план развития компании и оцените её долгосрочные перспективы.
  • Условия работы. Прочитайте условия договора. Особое внимание уделите пунктам, касающимся размера доли в прибыли, обязанностей и прав обеих сторон, условий расторжения, срока действия соглашения. Чтобы не упустить важные аспекты, рекомендуем проверить договор с юристом.
  • Прозрачность и открытость. Ответственный франчайзер регулярно предоставляет финансовые отчёты по результатам работы, а также свободно обсуждает их с инвесторами и отвечает на вопросы.

После того, как предприниматель провёл подробный анализ предложений, необходимо оценить:

  • Собственные финансовые возможности. Важно понять, как много денег вы готовы вложить в проект.
  • Риски. Любые инвестиции, включая франчайзинг, имеют экономические, юридические и операционные риски. Проанализируйте их и оцените, какие действия предпринимает франчайзер для минимизации рисков.
  • Уровень конкуренции. Проведите анализ конкурентов, которые работают в том же сегменте, что и франчайзинговая компания. Оцените, какие продукты или услуги они предлагают посетителям и как увеличивают клиентскую базу.
  • Возможности для диверсификации. Рассмотрите возможность вложить деньги в несколько компаний из разных сфер. Это позволит снизить инвестиционные риски в случае падения отдельного сектора экономики.

Примеры проверенных организаций, которые предлагают бизнесменам вложить деньги в развитие их сети:

  • Холдинг Dodo Brands, который возглавляет сети пиццерий «Додо Пицца» и кофеен «Дринкит». Компания объединяет предпринимателей без собственного капитала и инвесторов. Чтобы открыть пиццерию, франчайзи нужно минимум 18 миллионов рублей, кофейню — шесть миллионов. Не менее 20% вкладывает покупатель франшизы, оставшиеся деньги можно получить у инвестора.
  • «Мята Lounge» — самый популярный lounge-бар России, который также работает в странах СНГ и в Турции. Сеть включает более 370 точек. Компания входит в список лучших заведений по мнению многих изданий, в том числе — Forbes. Часть денежных средств на открытие бизнеса можно получить с помощью инвесторов.
  • «Cofix» — сеть кофеен, которая открывает заведения трёх форматов: mini, standard и street food. Компания развивает франчайзинговое направление и предлагает не только классические франшизы, но и мастер-франшизы, ребрендинг кофеен и инвестиционные франшизы. За вложения в размере 8–37 миллионов рублей предприниматель может открыть от одной до пяти кофеен. При этом бизнесом управляет опытная команда.
Наш канал, где вы найдёте самую свежую информацию о бизнесе

Фото: Freepik

Комментарии
0

Здесь пока еще нет комментариев. Будьте первыми!

Отправить комментарий
Текст:
Выберите аватарку пользователя
Укажите свою почту
Укажите свое Имя и Фамилию
Спасибо!