Олеся Хаскелл
Бизнес-тренер по публичным выступлениям и самопрезентации, ментор и спикер Научно Исследовательского Университета “Высшая Школа Экономики” и “Высшая Школа Бизнеса”
Что нужно инвестору? Если из всей статьи, дорогой читатель, ты запомнишь только одну фразу, то пусть эта фраза будет такой:
Всё остальное его мало интересует. О том, как через вашу речь и презентацию донести эти главные мысли — читайте далее.
Навык презентации как фактор успеха
На днях я была на форуме «Женский бизнес». Мне запомнилась история одного из спикеров-предпринимателей во время панельной дискуссии о том, как она нашла деньги на открытие своего бизнеса. Ответ спикера удивил публику и вызвал у многих улыбку.
Её первым бизнесом был детский сад, и на его открытие ей нужно было найти инвестиции в размере 1 500 000 рублей. Знакомые и родственники были готовы давать ей суммы от 100 до 150 тысяч рублей, однако денег по-прежнему не хватало. В отчаянии девушка пришла в церковь и на проповеди батюшке рассказала свою историю. Батюшка спросил: «Вы что, у меня деньги просите?»
С большими глазами от удивления она вымолвила: «Но у вас же есть прихожане».
По словам девушки, батюшка удалился, пока она стояла, окаменевшая от ужаса и стыда. Через какое-то время батюшка вернулся и дал ей контакты двух человек, которые впоследствии предоставили недостающую сумму для запуска проекта.
Эта история — о том, как важно уметь презентовать свою идею любому человеку, будь то сосед по лестничной площадке или незнакомец на вечеринке.
По роду своей профессии я регулярно общаюсь и работаю с инвесторами, топ-менеджерами компаний, присутствую на защитах проектов. Для кого-то из клиентов мы готовим выступления на конференции и форумы, для кого-то — защиту бизнес-плана перед руководством и советом директоров компании. В интервью с одним из моих клиентов-руководителем инвестиционного холдинга мне запомнилась фраза:
«Руководителю и лидеру важно уметь презентовать себя, презентовать бизнес, демонстрировать навык анализа большого объёма информации, уметь выбирать ключевые смыслы и ёмко презентовать их. Донести наверх информацию и результаты команды. Руководитель регулярно презентует идеи. Какие-то проекты — это изначально просто идея, и 90% успеха зависит от того, как эту идею презентовать».
Другой пример — топ-менеджер французской компании, с которой мы работали над её самопрезентацией:
«Когда ты первое лицо компании, ты всегда на виду. Тебе нужно уметь презентовать. Когда ты говоришь “ёмко”, на тебя обращают внимание».
Три главных вопроса себе перед защитой бизнес-плана
Для Высшей Школы Экономики я провожу семинары на тему «Навыки продажи своих идей и проведения эффективных презентаций». Если мы говорим про бизнес-выступление, бизнес-презентацию, то перед тем, как формировать слайды, вам нужно понять и определить цель презентации. В основе правильно сформированной цели выступления лежат три фундаментальных ответа на вопросы.
1. Что я хочу, чтобы аудитория поняла, слушая меня?
Ответ на этот вопрос — та проблема или задача, которую вы решаете. Вспомните фразу, сказанную в самом начале этой статьи: инвестору в вашем бизнес-плане важно увидеть высокий возврат инвестиций и низкий уровень риска.
2. Что я хочу, чтобы аудитория осознала, слушая меня?
То есть, каким образом проблема будет решена и каковы риски вашего проекта. Проверяйте себя через фразу выше.
3. Что я хочу, чтобы аудитория сделала?
Ваш призыв к действию. Что вы хотите получить в результате встречи? Инвестору должно быть понятно, сколько вам нужно денег, в какие сроки и как быстро эти инвестиции вернутся, какой будет доходность и насколько велик риск того, что ваш проект «не взлетит».
О чём ещё важно помнить
В самом начале своей профессиональной деятельности я открывала магазины с инвесторами по системе франчайзинга. В моей практике было общение с большим количеством инвесторов, с кем мы впоследствии открывали магазины и развивали совместный бизнес. По своему опыту скажу, что очень важно, помимо вашей презентации, владеть цифрами. Вы должны владеть каждой цифрой для того, чтобы суметь обосновать её. У вас должно быть понимание того, как вы будете привлекать клиентов и приносить прибыль инвестору.
Пропишите для себя список самых неудобных вопросов, которые вам могут задать, и как минимум один вопрос, от которого вас будет бросать в пот. Подготовите ёмкие ответы на них. Чётко аргументируйте свою позицию.
Вам нужно уметь рассказать о вашей идее как с презентацией, так и без неё, за 1 минуту, за 5 минут и за 30 минут, когда нужны подробности и детали. Самый сложный этап – это умение рассказать о себе и своём проекте за одну минуту и за пять минут. Здесь вам потребуется практика и многократное повторение, чтобы достичь нужного результата. Если не получается, то не впадайте в иллюзию, что вы справитесь сами. Находите тех специалистов по публичным выступлениям, которые помогут вам правильно донести информацию и получить нужный результат.
Здесь пока еще нет комментариев. Будьте первыми!