Даниил Бредихин
CEO студии графического дизайна и печати стикеров «БРЕД»
История стартапа «Умный стикер» и его трансформации
В 2022 году я запустил проект «Умный NFC-стикер».
Умный стикер — это брендированная наклейка с интегрированной NFC-меткой. Прикасаясь смартфоном к наклейке, пользователь мгновенно попадает на ресурс в Интернете, который задал владелец метки. Концепцию мы планировали внедрять в сфере HoReCa, чтобы направлять посетителей в электронное меню в ресторанах, подключать к Wi-Fi в одно касание, переводить на анкету и т.д. Также большие перспективы открывала event-индустрия. На наклейки можно размещать программы мероприятий, методические материалы и прочее. Рыночный потенциал казался высоким.
Взлёт проекта оказался ярким: первое место в ТОП-1000 лучших стартапов в конкурсе «Студенческий стартап» от Фонда содействия инновациям, выигранный грант на 1 000 000 руб, Победа на фестивале стартапов на GEEK PICNIC.
Но летом 2023 года мы поняли, что не побеждаем главного конкурента — бесплатный QR-код. Стартап не принёс желаемых результатов, несмотря на то, что у нас появились клиенты от Тюмени до Ростова. Я ставил цель: получить весь рынок.
И дальнейшую судьбу проекта решил случай.
На форуме «Байкал», тем же летом 2023 года, я познакомился со слепым блогером и тренером по мобильной грамотности для людей с нарушением зрения — Ильёй Зуевым. Встреча стала поворотным моментом в развитии проекта.
От HoReCa к инклюзии
Вместе с Ильёй мы поняли, что умный NFC-стикер — это проект, в котором нуждаются миллионы жителей России. И речь о людях с нарушением зрения. Им физически тяжело сканировать QR-коды. Так наш стартап обрёл новую, социально-ориентированную направленность.
Теперь, дотронувшись телефоном до стикера, пользователь слышит аудиосообщение из смартфона: наименование учреждения, часы работы, номер кабинета или даже описание к музейному экспонату. Уходит необходимость читать таблички Брайля, а скорость получения информации повышается в десятки раз.
На профессиональном языке аудиосообщение для слепых называется «тифлокомментарий». Аудио описывает визуальные элементы, недоступные для восприятия людям с потерей зрения. Доносит информацию о цветах объектов, формах, движениях, расположении. Тифлокомментарий дополняет визуальный ряд, создавая детальную картину для незрячих людей. Это в первую очередь важно в галереях, музеях и на выставках.
Первыми местами, где мы внедрили умные стикеры для слепых и слабовидящих, стали Иркутский государственный университет и дом-музей «Семья сквозь века» в Шаманке, административном центре Шаманского муниципального образования Иркутской области.
В университете стикеры расклеены по ГОСТ Р 51671-2020 возле кабинетов, кафедр, деканатов. Теперь незрячие студенты и абитуриенты ориентируются без посторонней помощи.
Как это работает: жмите здесь.
Какие первые отзывы мы получили от пользователей: здесь.
Считаю, что любой бизнес может быть и способом заработка, и инструментом для решения социальных проблем. Создать значимый проект, который будет жить после меня, послужило сильной мотивацией. А успешный предприниматель, реализовавший потенциал и повысивший качество жизни людям, становится примером для других бизнесменов.
Сейчас мы внедряем Умные стикеры для слепых и слабовидящих в регионах. Я получил бесплатное приглашение на ПМЭФ-2024, чтобы там рассказать о нашем продукте.
Четыре фактора, помогающие выбрать бизнес-идею
Пройдя описанный путь, я с уверенностью выделяю 4 фактора для успеха будущего проекта. Как минимум, они помогают решить сложную ситуацию с бизнесом.
- Нетворкинг. Нет удачных бизнес-идей в вакууме. Знакомства на форумах, лекциях, выставках облегчают поиск новых мыслей, бизнес-партнеров, наставников, сотрудников и клиентов.
- Неравнодушие. Мысль должна драйвить. «Не беритесь за идею, о которой не думаете в душе», — говорил Пол Грэм, американский предприниматель и программист. В идеале задумка соответствует жизненной миссии. Это определит, насколько долго и бескомпромиссно можно биться за концепцию.
- Признание проблемы. Идея должна решать боль определённого числа людей. И важно, чтобы эта группа боролась за неё, поддерживала, лоббировала или платила.
- Экспертность. У вас должны быть достаточные знания в выбранной сфере. Однажды Илья Зуев сказал: «Ничего для нас без нас». Под этой фразой он имел в виду, что нельзя сделать продукт для слабовидящих и слепых, не общаясь с незрячим человеком. Поэтому Илья — член команды, который направляет и даёт советы.
Такими нехитрыми идеями я руководствовался при трансформации стартапа. Нужна сумма факторов. Однако подчеркну, что в конце концов всё решает исполнение. Одну и ту же идею могут по-разному реализовать две команды. Поэтому не бойтесь входить и в те ниши, где кто-то однажды проиграл.
Здесь пока еще нет комментариев. Будьте первыми!