Илья Сальников
Основатель и генеральный директор кикшеринг-сервиса SunRent
Фото обложки: Freepik
Почему самокаты?
SunRent появился в 2014 году. Компания прошла путь от продажи электротранспорта, его обслуживания и тест-драйвов до полноценного кикшеринг-сервиса. По словам основателя сервиса Ильи Сальникова, рынок проката электросамокатов сейчас перспективный и быстрорастущий.
Почему они стали такими популярным? Электросамокаты — удобная замена автомобилям и общественному транспорту. Он лёгкий, быстрый и подходит для перемещения по городу. На самокатах можно объезжать пробки и добираться до мест, куда не ходит общественный транспорт.
Россияне отмечают такие преимущества электросамокатов: быструю и удобную транспортировку, экологичность, экономию денег и времени, физическую активность и спорт.
Сейчас число потенциальных пользователей СИМ (средств индивидуальной мобильности) в два раза больше, чем действующих. Положительно оценивает возможности рынка кикшеринга и Илья Сальников. Но как обстоят дела в действительности?
Рынок электросамокатов в мире и в России
Зарубежный опыт рынка электросамокатов
Перед запуском в России основатель SunRent путешествовал по миру, исследуя рынки разных стран. На телефоне Ильи Сальникова — более 120 кикшеринговых приложений. Поездка в Калифорнию, где электросамокаты особенно популярны, убедили гендиректора SunRent в их востребованности.
Шеринговый рынок начал развиваться в западных странах раньше, чем в России. Первые сервисы запустились в Европе и США в 2017 году, а пика достигли в 2018—2019. На самокатах стали ездить на работу или по другим рутинным делам. Хорошо СИМ зарекомендовали себя во время пандемии коронавируса.
Однако быстро стали очевидны проблемы самокатного шеринга. Неаккуратная и быстрая езда, проблемы с парковкой и частые аварии заставили правительства придумывать меры регулирования. Власти начали вводить ограничения скорости и другие правила.
В основном принятые законы были ограничительными. Несмотря на все проблемы, электросамокаты хорошо вписались в западный стиль жизнь и уже навряд ли покинут европейские и американские города. Власти готовы развивать инфраструктуру, а шеринговые компании — оптимизировать сервис и увеличивать безопасность поездок. Однако есть и случаи, когда электросамокаты были запрещены. Например, такое решение приняла мэрия Парижа в 2023 году.
В Китае шеринг начал развиваться ещё раньше. Первые сервисы появились в стране в 2014 году. Но очень быстро самокаты заполнили тротуары, затрудняя движение пешеходов. Поэтому сейчас движение по ним запрещено, а также действует ряд других правил. Например, китайским владельцам самокатов необходимо регистрировать транспорт в Дорожной полиции.
А как в России?
В России кикшеринг популярен, но пока что активных пользователей не так много. Лишь 3% россиян пользуются самокатами постоянно, 15% — иногда, а 50% вообще не интересуются этим транспортом.
При этом в 2023 году почти вдвое увеличилось число поездок на электросамокатах, и оно и дальше будет расти. По прогнозам, к 2025 году рынок заработает 39,5 млрд рублей, а общий рост к 2026 составит 60%. Россияне всё чаще предпочитают СИМ личным автомобилям, такси и общественному транспорту. Кикшеринг-сервисы появляются в новых городах. По мнению Ильи Сальникова, власти также заинтересованы в развитии инфраструктуры для электротранспорта.
Однако проблемы, с которыми столкнулись в других странах, актуальны и для России.
Трудности рынка
Россия также испытывает проблемы с хаотичной парковкой, быстрой ездой, нарушением правил пользования самокатами, что делает поездки небезопасными. Во многих городах страны, даже крупных, нет удобной инфраструктуры для СИМ. Самым большим недостатком кикшеринга россияне считают опасность, которую пользователи самокатов создают на дорогах. Среди минусов ещё называют высокую цену аренды и ограничение дальности поездки из-за маленькой ёмкости батареи.
Илья Сальников также отмечает, что в России плохо развита культура вождения электротранспорта. Многие проблемы, которые создают пользователи самокатов, связаны именно с этим. Чтобы уменьшать аварийность, нужно работать с аудиторией, считает гендиректор SunRent. Для этого стоит организовать школу езды, проводить обучение , записывать видеоуроки. Они познакомят россиян с основными правилами езды на самокате — не ездить вдвоём, сходить на «зебре» — и соблюдать ПДД.
Сальников отмечает, что кикшеринговым компаниям важно следить за состоянием СИМ. Вовремя подтягивать тормоза, менять подшипники, устранять люфт. Это продлит самокату жизнь и сделает поездки более безопасными.
Добавила проблем кикшерингу и текущая геополитическая ситуация. Многие молодые люди, которые составляют основную аудиторию сервисов, уехали из страны. Могут возникнуть проблемы с ввозом запчастей для самокатов.
Развитие инфраструктуры, которое пока проходит медленно, по мнению главы SunRent, лежит на властях. Сейчас регулирование рынка кикшеринга проходит неравномерно. Власти регионов либо стараются жёстко контролировать электротранспорт, либо, наоборот, не уделяют этой сфере внимания. Важно создать такие условия на улицах, которые были бы комфортны для всех участников движения. А для этого кикшеринговые компании должны лоббировать свои интересы, считает Илья Сальников.
Запреты и ограничения для электросамокатов
Ответом на проблемы рынка стали действия властей. С марта 2023 года средства индивидуальной мобильности (куда, кроме самокатов, входят также электроскейтборды, гироскутеры, сегвеи, моноколёса и др.) включили в правила дорожного движения.
Новые правила касаются, например, скорости движения, возраста водителя, разрешённых зон, где можно использовать СИМ, и других моментов. За нарушение этих правил самокатчик получит штраф от 800 до 1500 рублей.
В октябре 2023 года появилась информация о том, что правительство планирует ещё больше ужесточить правила для владельцев электросамокатов. В 2024 году могут внести поправки в ПДД, которые введут новые штрафы и дорожные знаки, обяжут водителей электротранспорта и компании регистрировать СИМ и др.
Несмотря на ужесточения, в России не собираются полностью запрещать самокаты, как это было в Париже. Власти осознают, какие проблемы электротранспорта существуют, но запреты их не решат. Нужно развивать инфраструктуру и продумывать чёткие законы.
Илья Сальников также считает, что российские власти в большинстве своём настроены благосклонно и готовы улучшать условия для самокатчиков.
Перспективы рынка
В российском кикшеринге пока есть проблемы, которые очевидны для всех участников рынка — властей, компаний и самих пользователей. Однако самокаты и другие СИМ — удобный транспорт, который отвечает многим современным привычкам. Дальше стоит продолжать разрабатывать правила, развиваться городские условия и повышать культуру вождения.
С точки зрения бизнеса, кикшеринг также перспективен, считает Илья Сальников. Хотя большую долю занимают известные бренды, они распространены в городах-миллионниках. В небольших городах сервисы аренды всё ещё сильно востребованы, а рынок малонасыщенный. Даже в Подмосковье остаются города, где прокат самокатов недостаточно развит. Партнёры SunRent, которые открывают франшизу сервиса в таких населённых пунктах, окупаются за четыре—шесть месяцев.
Итог
Электросамокаты стали популярной альтернативой автомобилям и общественному транспорту благодаря своей удобности и экологичности. Хотя кикшеринг и популярен в России, активных пользователей пока немного, но прогнозы говорят о росте рынка. Власти и компании работают над правилами и улучшением городских условий. Рынок продолжит расти и развиваться, считает гендиректор кикшерингового сервиса SunRent. Стоит отбросить в сторону все предубеждения о СИМ и страхи за их возможную блокировку — и рассмотреть кикшеринг как вариант успешного и востребованного бизнеса.
Здесь пока еще нет комментариев. Будьте первыми!