Top.Mail.Ru
Доминик Торетто и ARPU: как построить эффективный маркетинг в автосервисе? - BusySpace
Доминик Торетто и ARPU: как построить эффективный маркетинг в автосервисе?

Доминик Торетто и ARPU: как построить эффективный маркетинг в автосервисе?

Интервью с директором по маркетингу международной сети автосервисов FIT SERVICE Олегом Бачмановым

По данным исследования агентства «АВТОСТАТ», в 2023 году в России функционировали 96 тысяч точек, которые занимаются обслуживанием авто. Чуть менее 50% из них — это узконаправленные сервисы, около 46% — независимые СТО. Объём сектора по итогам прошлого года превысил 875 миллиардов рублей. Как заявить о себе на таком насыщенном рынке? О тонкостях продвижения в сфере автосервисного бизнеса рассказал директор по маркетингу FIT SERVICE Олег Бачманов.

Разные, но всё же вместе

В нашем маркетинге можно выделить  два больших блока: b2c и b2b. Первый — это большая работа с автовладельцами, которые делегируют обслуживание своих авто профессионалам. Во втором направлении продуктов гораздо больше. 

  1. Франчайзинг — как продукт для предпринимателя. По этой модели мы активно развиваемся последние 11 лет. Наши клиенты — предприниматели, которые становятся нашими партнерами-франчайзи. Мы развиваем наш общий бизнес. Их индивидуальные станции — часть нашей большой сети.
  2. FITLAB — центр обучения специалистов автосервиса. Здесь нашими клиентами являются и наши собственные станции, и дилеры, автосервисы России и Казахстана, СНГ. Мало открыть станцию — физическое здание решает далеко не всё, важно наполнить его квалифицированными людьми. Тут маркетинг выступает в роли связующего звена. 
  3. FIT FLEET— корпоративное обслуживание автопарков. Второго такого продукта в России нет. Наш cервис позволяет обслуживать автопарки разного масштаба: от нескольких единиц до тысяч машин. Здесь зайствован ресурс наших 316 станций. Для компаний очень удобно обслуживать все свои машины по единому договору и единым стандартам. Причём если у юрлица парк распределён по всей стране, то он всё равно может его контролировать через «единое окно» полностью онлайн. 
  4. HR-бренд. У нас около 4,5 тысячи сотрудников. Мы считаем, что нашими клиентами являются в том числе сотрудники. В связи с повсеместным дефицитом кадров мы конкурируем за сотрудника уже не только с автосервисами или автобизнесом, но и в целом на открытом рынке. HR-бренд — это не только про материальное, но и множество программ нематериальной мотивации. Здесь маркетинг также незаменим. 
  5. FIT CONF — конференции для бизнеса, пожалуй, крупнейшие в сфере, единовременно собирающие до 1000 профессионалов автобизнеса. Нам важно говорить о технологиях и инновациях, предоставлять экспертное видение, озвучивать тренды на широкую аудиторию. Конференции — отличный для этого инструмент. 

Наш маркетинг работает для  всех этих продуктов: привлекает слушателей на конференции, создает воронки и генерирует лиды (франчайзи, сотрудников, корпоративных клиентов, автовладельцев и так далее). Маркетинг — это инструмент как лидогенерации непосредственно, так и продвижения самого бренда.

Без понятных аудитории позиционирования и ценностей бренда качественная лидогенерация невозможна, люди доверяют сильным игрокам.

Как в компании организован отдел маркетинга?

В департаменте маркетинга есть группы клиентского маркетинга, b2b маркетинга, онлайн-маркетинга, аналитики и дизайна. 

Клиентский маркетинг и локальная реклама как раз отвечают за то, что происходит на наших станциях. Мы, как управляющая компания, ответственны за глобальную рекламу: мы на федеральном уровне “нагружаем” наши станции клиентами и сотрудниками, формируем то, как видит и взаимодействует с нашим брендом клиент.

Клиентский и локальный маркетинг ответственны за единые стандарты рекламы, за то, что  используют партнеры, наши франчайзи. Эти же группы транслируют на сеть успешные инструменты и самые эффективные каналы для привлечения клиентов.  

Группа стартовых рекламных компаний занимается промотированием вновь открытых станций. Новым станциям, конечно, нужно давать хороший импульс с точки зрения новых клиентов. Как сделать так, чтобы они изначально к тебе поехали? Понятно, что у нас есть сила бренда, но нужно заявить, что СТО открылась в конкретном месте, , максимально привлечь целевой трафик в пределах локации. Поэтому ребята занимаются тем, что первые два-три месяца работы новой станции «грузят» её новыми клиентами. Они отвечают за успешный старт бизнеса.  

Группа онлайн-маркетинга ответственна за все федеральные рекламные активности, лидогенерацию в диджитал-каналах. Все онлайн инструменты, начиная от партнерских взаимодействий и заканчивая таргетом и контекстной рекламой —  всё относится к ним. 

Группа b2b-маркетинга занимается лидгеном и упаковкой продукта для бизнес аудитории. Они продвигают бренд на b2b-рынке: бьют четко и метко, с учётом специфики разных юнитов бизнеса, в аудиторию наших е продуктов. 

Также у нас есть группа дизайна, которая создаёт эффектную рекламную оболочку, того, с чем мы выходим во все рекламные каналы. Ещё есть группа аналитики, без которой мы бы точно не могли принимать взвешенные решения, быть в рынке с точки зрения ценообразования и стратегически планировать наше развитие. 

А специалисты по имиджу, PR и контент-маркетингу делают весь комплекс маркетинговых мероприятий полноценно завершенным.

Среди всех групп, безусловно, существует постоянное коммуникация и взаимодействие. Если у нас тестируются и заходят гипотезы для b2c, мы можем использовать их и в b2b, и наоборот. 

О «провалах» говорить сложно, но нужно

В 2022 году сильно изменился ландшафт маркетинга и рекламного рынка. Мы активно использовали социальные сети, в том числе те, которые запрещены в России. Из всех онлайн-источников клиентских записей социальные сети совокупно занимали порядка 60%. Они хорошо работали при невысокой стоимости контакта. Но случилось то, что случилось. Пришлось перестраиваться. 

Поэтому важно помнить о диверсификации рекламных каналов. Это такое же правило, как «нельзя хранить все деньги в одной банке». На тот момент мы активно вкладывались в развитие социальных сетей и у нас не было другой такой же значительной, запасной «подушки».

Тогда мы потеряли около 15% всех записей клиентов (и онлайн и оффлайн) из-за нашей приверженности одному крупному каналу. Это был болезненный опыт. Но очень полезный.

Ещё один пример. На определенном этапе развития бизнеса мы очень много денег вкладывали в имиджевую рекламу, продвижение у блогеров, медийных личностей — и так продолжалось достаточно длительный период времени. Вкладывая деньги в это, мы не докладывали их туда, где этот имидж конвертируется в деньги. То есть о нас многие знали, но за услугой приходило намного меньше клиентов: мы сильно передавливали с точки зрения имиджа и не додавили с точки зрения перформа, действия. В результате стало очевидным, что необходимо иначе балансировать рекламные каналы для достижения эффективных для бизнеса показателей ROMI. Да, имидж очень и очень важен, мы продолжаем им заниматься, использовать нестандартные концепции, чтобы запоминаться. Но очень важно вовремя эту узнаваемость бренда конвертировать в конкретные заезды на сервис, в деньги. 

Про недостроенные воронки

Осознание ошибочных концепций в маркетинге  происходит не по щелчку — это всегда постепенное понимание. Мы замеряем брендовый трафик — видим, что на пиковых показателях находимся. Но при этом не видим всплеска записей. Значит, где-то что-то делаем не так. Какое-то время мы оценивали результаты, экспериментировали. И только потом выяснили, в чём была проблема. Начали постепенно перестраиваться.

Не бывает такого, к сожалению, что за один день ты всё переделываешь кардинально. Нам удалось примерно за полгода перестроить процессы и начать работать по-другому. Но при этом мы продолжаем непрерывно экспериментировать. Можем менять баланс в каналах и пропорции имиджа и перформа:: 60 на 40, 50 на 50, 70 на 30. Но нельзя полностью отказываться ни от одного, ни от другого.

Имидж влияет на стоимость финального клиента. Если бренд узнаваем, в дальнейшем нужно будет меньше касаний, чтобы человек воспользовался услугой. Но при этом «касания» всё равно должны быть.

Если отказаться от имиджа или скрутить его до минимума, придется много платить за каждого клиента, а канал лидгена всегда более ограничены и перегреты (и эта тенденция сохранится в ближайшие годы). И только баланс имиджа и перформа позволяет сохранить эффективность и того, и другого. 

А есть ли разница?

Есть особенности автосервисов, а есть — особенности большого бизнеса, когда ты работаешь с миллионами клиентов, на федеральном уровне. У нас две страны, Россия и Казахстан — это  международный уровень крупного бизнеса. Конечно, это накладывает свои отпечатки на маркетинговые подходы. 

Если говорить про особенность автосервиса как бизнеса с точки зрения. маркетинговой воронки  — нам нужно «выдернуть» клиента ровно тогда, когда ему нужны наши услуги. На маркетплейсах, например, частота покупок высокая: люди часто покупают продукты, одежду. За обслуживанием авто (к сожалению для нас, к счастью для наших клиентов) люди обращаются гораздо реже: по сути, три-четыре раза в год. Поэтому нам важно быть под рукой у клиента ровно в тот момент, когда ему нужно что-то — например, ему требуется ремонт, при этом он передвигается на машине и авто ему нужно здесь и сейчас. В этом случае наша основная задача — найти этого человека и найти именно этот момент. Понятно, что мы выскакиваем в рекламе, когда человек пишет «замена колодок на автомобиле на модели такой-то». Но очень многие клиенты ищут автосервис с разной целью и в разных источниках, от карт до социальных сетей, или просто интересуются, мониторят рынок. И если ловить «не тех» клиентов, будут сливаться большие бюджеты — без результата. А вот если поймать потенциального клиента на наиболее близком к целевому действию этапе воронки, это будет эффективно. Это важнейшая задача маркетинга.

Не с точки зрения «WOW», а с точки зрения эффективности

Об успешных маркетинговых кейсах говорить, конечно, легче, в отличие от «провалов». Поделюсь последними успешными примерами нашего департамента.

Во-первых, мы начали активно развивать программу лояльности. Стоимость старого клиента ниже, чем нового. Дешевле удержать лояльного клиента, который вернётся к тебе (и не раз), чем найти того, кто ещё даже непонятно как будет с тобой взаимодействовать. Поэтому мы начали плотно заниматься нашей программой лояльности в конце прошлого-начале этого года. Наша основная цель сейчас — перевести на неё более 90% наших клиентов. Мы провели масштабное исследование в разных городах: от стотысячников до Москвы. Проверяли, как ведут себя клиенты в программе лояльности и те, кого в ней нет. Выяснилось, что клиенты из программы дают ARPU (доход с одного пользователя на протяжении года) на 80% выше, чем неподключённые. Средний чек у них на 40% выше, возвращаемость — на 30%. То есть, по сути, с клиентов программы лояльности мы получаем на 80% больше выручки. Понятно, что чем больше пользователей программы, тем меньше будет таких мотивированных клиентов. ARPU снизится, когда мы привлечем 90% клиентов, но это всё равно будет существенно более высокие показатели, чем без программы лояльности вовсе. 

Второй кейс — запуск нового мобильного приложения. У нас было старое, но не очень удобное и адаптивное. Сейчас мы строим приложение нового поколения: как экосистему и единое окно взаимодействия с нашими клиентами, как автосервис в кармане. Для СТО важна локализация: никто не поедет за не специфической услугой на другой конец города. Когда нужна услуга, клиент просто заходит в приложение и записывается в любом удобном ему месте, без звонков и поиска по картам. В приложение встроена и программа лояльности, оплата частями, кэшбэк в зависимости от статуса, сервисная книжка автомобиля, рекомендации по обслуживанию (в том числе, на основе нашей собственной big data). Мы запустили обновленное приложение в начале мая прошлого года. Прошло 15 месяцев — им пользуются уже более 500 тысяч человек, около 70% от активной клиентской базы.

Это позволяет нам хорошо удерживать старых клиентов и тратить меньше на привлечение новых.

Третий кейс — нетипичный и в этом смысле особенно интересный для нас, как для маркетинга. Всегда легко привлечь клиента на что-то бесплатное. Когда-то у нас тоже было много бесплатных акций — замена масла, технических жидкостей, диагностика кондиционера. Наша самая популярная и базовая акция — бесплатная диагностика ходовой части (БДХЧ). Все они — бесплатные акции — генерировали много клиентов. Но они генерировали и много не платящих клиентов, которые тратили ресурсы станций (и деньги!) и занимали время тех, кто обслуживается платно. Поэтому в начале прошлого года мы отказались от этого, взяли курс на сокращение числа полностью бесплатных услуг, но ввели комплексы — пакетные предложения, где набор услуг предоставляется со скидкой. Мы повышаем средний чек, а клиент при этом экономит — отношения честные, win-win. Из бесплатных акций осталась только диагностика ходовой — для новых клиентов, которые справедливо хотят попробовать уровень нашего сервиса.

Об эффективной программе лояльности

Она была у нас и раньше, ей пользовались 20-25% наших клиентов. Но мы не так активно привлекали в неё — скорее, она была «реквизитом» взросления бизнеса. И вход в неё был платный: 300 рублей, которые сразу появлялись на счёте клиента. В прошлом году мы полностью обновили её. Во-первых, избавились от платного подключения. Во-вторых, продолжаем упрощать программу — например, сделали новое мобильное приложение. Важный нюанс — всеми специальными предложениями и акциями сети  можно воспользоваться только при участии в программе лояльности.

Хочешь диагностику за 0 рублей? Не проблема! Установите мобильное приложение с программой лояльности, а еще получите 500 бонусных баллов на обслуживание и ремонт. И это совсем не сложно.

Так что же сейчас эффективно работает в маркетинге?

  1. Программа лояльности. Это всегда работает. Но при одном условии: если она грамотно выстроена и продумана.
  2. Мобильное приложение. Удобство и доступность — один из важных секретов успеха среди пользователей. 
  3. Партнерские акции. Нам это доступно, как большой сети — мы можем делать интересные коллаборации с такими же крупными компаниями. Но даже локальные автосервисы могут наладить партнерство с соседней автомойкой или фитнес-клубом: обмениваться базами, разместить рекламу, предложить партнерскую скидку.
  4. Имиджевая реклама. Узнаваемость бренда — это важно в любом бизнесе. Но имиджевая реклама должна транслировать в первую очередь ваши идеи и ценности. Мы, например, семейный автосервис. Поэтому в июле мы запустили федеральную рекламу по радио, где Сергей Чонишвили, бессменный артист дубляжа кинофрашизы «Форсаж», говорит о семье, семейных авто и ценностях в стиле Доминика Торетто. 
  5. Привычная всем «классика» — SMM, контекст, таргет и геосервисы.

Но тут важно отметить: в принципе, большинство инструментов работает исправно и хорошо, важно контролировать показатели, отслеживать эффективность. И постоянно экспериментировать с новыми подходами и инструментами. 

Комментарии
0

Здесь пока еще нет комментариев. Будьте первыми!

Отправить комментарий
Текст:
Выберите аватарку пользователя
Укажите свою почту
Укажите свое Имя и Фамилию
Спасибо!