Евгений Гудков
руководитель «Заработка на долгах», юрист, аукционный брокер
Мы поговорили о том, как появился «Заработок на долгах», какие есть риски в работе Евгения, и как последние события повлияли на его бизнес и спрос клиентов.
Как вы начали зарабатывать на долгах?
Идея зарабатывать на долгах пришла в момент решения проблемы. В общем, много лет назад, когда ещё я развивался в сфере логистики, была проблема – дебиторская задолженность. Это проблема любого бизнеса. И нужно было как-то эту проблему решать. На просторах интернета я искал информацию как, куда и кому продать эту дебиторку, чтобы хоть как-то возвращать на непорядочных контрагентах денежные средства. Так я наткнулся на один вебинар, послушал, стало интересно, и далее уже самостоятельно, методом проб и ошибок стал набирать опыт. Так медленными, но верными шагами я самостоятельно изучал одну тему за другой, и в итоге понял, что такое торги и как на них можно заработать.
После самостоятельного обучения я начал участвовать в торгах, покупать недорогие лоты. Набив руку, я пошёл в люди, назовём это так. На одном из мероприятий я познакомился с женщиной по имени Наталья, которая имела опыт в работе с недвижимостью. Обсудив тему вдоль и поперёк, мы с ней решили создать партнёрство. Сначала покупали и перепродавали объекты на свои деньги. Когда оба окончательно убедились, что схема рабочая и что может заработать каждый, мы поняли, что нам нужны клиенты. Так мы запустили рекламу и стали привлекать клиентов, точнее их денежные средства на выкуп с торгов.
Какие трудности возникли у вас в начале?
В начале пути самой главной трудностью было найти клиентов, кто доверит нам свои миллионы, которые мы готовы были сохранить и приумножить. Поначалу сталкивались с «пустозвонами», которым тема была интересна, но денег у них не было, а об этом мы узнавали уже позже, они отнимали очень много времени на встречи. К тому же, клиентов мы искали в Москве, а там, пока доберёшься с одного конца в другой и обратно, весь день пройдёт. Помню, даже был случай, когда мы из-за таких пустозвонов и правила ПДД нарушали в районе Курского вокзала. Но после того, как наши люди пришли к нам, и мы с ними провели по несколько сделок, начало работать сарафанное радио.
Какие риски есть у вашего бизнеса?
Риски есть всегда и везде.
Ведь наш заработок включает в себя не только предпринимательскую деятельность, но и инвестиционную. Риски на самом деле разные, но большая часть видна еще в начале анализа того или иного лота.
Так как мы в основном работаем с недвижимостью, то в самом начале мы всегда проверяем и анализируем все объекты на обременения, из-за которых можно встрять по самое не хочу. Например, это отказники от приватизации или те лица, которые имеют право пожизненного проживания в квартире, либо лица, находящиеся в местах не столь отдаленных. Конечно, это риск купить квартиру с такими гражданами, ведь придется ждать их кончины, чтобы спокойно распоряжаться своей собственностью. Поэтому это самое первое, что мы проверяем при анализе лота. Просто знаю «коллег по цеху», которые про эти категории лиц где-то что-то слышали и не проверяют от слова совсем. Когда это все всплывает, они теряют деньги.
Также есть риски по оспариванию сделок, но тут же все зависит от должников. У каждого должника свои «тараканы в голове». У нас был всего один такой случай, но нам вернули полностью деньги. Поэтому максимум, что мы потеряли — это время.
Сроки — это тоже один из факторов риска. Иногда лоты, в нашем случае недвижимость, продаются очень быстро, а иногда долго. Сроки предугадать можно не всегда.
Неполная комплектация. Это больше относится к автомобилям. К примеру, на осмотре лота он может стоять целый, а после покупки под капотом может не быть половины запчастей.
Покупка неликвида. Это тоже можно отнести к рискам, если не делать глубокий и полный анализ лота.
В общем, чтобы минимизировать риски, необходимо делать полный анализ лота еще до участия в торгах. Мы всегда, прежде чем предложить объект клиенту либо купить его самим, проводим анализ лота. Как можно больше информации мы находим про каждый лот, благо век информационных технологий позволяет это делать.
Как люди реагируют на вашу деятельность?
Реакция людей у всех разная. Кто-то говорит, что нам это всё вернётся, что жизнь бумеранг и мы портим свою карму, что это все неправильно. Кто-то считает нас «санитарами леса», и мы молодцы, что этим занимаемся. Я никого не осуждаю, каждый имеет право на свою точку зрения.
Тут начинаются ответы, как я их называю, отмазки. Что-то вроде: «Ну, может, трудности какие-то, или заболел человек» и тому подобное. А когда я задаю следующий вопрос: «А если бы взяли у вас и не отдавали?» Тогда человек сразу же отвечает, что так делать не хорошо, и начинает понимать, у какой категории лиц мы выкупаем имущество. То есть, когда человек ситуацию пропускает через себя, то он сразу осознает все. Банк не жалко, а себя им жалко, вот и вся разница. Ведь со стороны люди не знают всех подробностей. Например, какая общая сумма долгов у банкрота или какую схему он провернул и стал банкротом. Ведь в большинстве случаев наши граждане подают на банкротство осознанно и знают все последствия признания их Арбитражным судом банкротом, в том числе и про реализацию имущества. Поэтому мнение у всех поверхностное. Кому-то эта деятельность кажется аморальной, а кому-то — перспективной. Я ни с кем не вступаю в дебаты по этому поводу. У каждого свое мнение, и оно имеет место быть.
Как вы находите своих клиентов? На какие из ваших услуг спрос больше всего?
Большая часть наших клиентов пришли к нам по «сарафанному радио»: знакомые клиентов, знакомые знакомых наших действующих и бывших клиентов. Помимо «сарафанного радио» о нас узнают на различных мероприятиях, которые связаны с инвестициями или недвижимостью, где выступаем в качестве спикеров. Либо клиенты находят нас на каком-нибудь нетворкинге. Мы всегда рады новым клиентам.
У нас есть несколько основных услуг.
- 50% спроса уходит на услуги по перепродаже объектов недвижимости должников. Тут мы всю работу выполняем «под ключ», а чистую прибыль с клиентов делим пополам.
- 25% спроса — это услуги по доверительному управлению, когда клиенты передают свои денежные средства нам, под фиксированный процент и определённый срок, а мы уже крутим эти деньги и несем всю ответственность за них.
- 15% спроса идёт на услуги по консультациям, судебным представительствам, решения каких-либо «грязных» вопросов, связанных с выпиской или выселением прошлых жильцов (должников). Обычно такую услуги просят «коллеги по цеху».
- Ну и 10% от общего числа спроса занимает услуга по подаче заявки на участие в торгах. Мы от имени клиента заявляемся в торги, то есть выступаем представителем на торговой площадке.
Как последние события повлияли на ваш бизнес?
Люди стали бояться инвестировать свои деньги. Кто-то доверился нам и был в выигрыше, а кто-то остался в стороне и сделал выводы. Некоторые клиенты писали, что жалеют, что не доверились тогда нам.
Люди стали покупать земельные участки, а мы воспользовались этим и нисколько не прогадали. Мы с торгов скупали земельные участки с дисконтом и перепродавали их по рыночной цене, а в период ковида цены на земельные участки очень сильно выросли.
А с началом СВО часть наших клиентов покинули территорию РФ, но передали нам часть своих средств в доверительное управление, часть клиентов положили свои деньги «под подушку» и сидят ждут лучших времен. А самые преданные продолжают работать с нами.
Впоследствии спрос на наши услуги малость упал, да и у нас увеличились сроки по реализации. Цены на недвижимость в разных регионах скачут, то вверх, то вниз. Это всё сказывается на покупателях. Сейчас время покупателей, приходится подстраиваться под новые реальности.
Стоит ли зарабатывать на аукционах и долгах? Назовите «за» и «против»
«ЗА»
- Хорошие заработки, у которых нет потолка. Как и сколько зарабатывать зависит только от человека, ведь все в равных условиях. Кто-то сидит и стонет, а кто-то делает, внедряет что-то в свою работу и упрощает её.
- Постоянное развитие. Всегда изучаешь что-то новое, развиваешься.
- Колоссальный опыт. В данной сфере постоянно общаешься с новыми людьми (коллегами по цеху, арбитражными управляющими, должниками, госорганами и т.д.) и каждый раз происходят какие-то приключения, которые учат тебя чему-то новому.
«ПРОТИВ»
- Не всегда всё идёт так гладко как написано в законе. В Федеральном законе №127 «О несостоятельности (банкротстве)» написано, что все обременения снимаются автоматически, но, к сожалению, это не работает, поэтому приходится бегать ножками. Также нет конкретики в чьи обязанности входит снятие того или иного обременения.
- Нервозность. Как и любая работа с людьми, наша ниша — не исключение, поэтому иногда бывают стрессовые ситуации, иногда нервы и истерики.
- Конкуренция. Ну чего греха таить, как и в любой нише, в нашей тоже есть конкуренция. Несмотря на то, что лоты реализуются по всей стране, у каждого свои аппетиты. Кто-то покупает с минимальной разницей рынка, а кто-то ждет больший дисконт. Поэтому нужно быть конкурентноспособным, иначе шустрики съедают мямликов, и эти мямлики либо уходят из темы торгов, либо начинают зарабатывать в разы меньше.
Советы очень просты. Пробуйте разбираться сами. Если что-то не получается или не понимаете, то идите на консультации к практикам, именно к практикам, а не к «инфогуру», которых, к сожалению, больше, чем практиков. Ну а если думаете, что у вас не хватит сил все освоить, то идите на индивидуальное наставничество, но только к практикам. Курсов продают много, как и воды в них, одна теория. Только практики смогут ответить более развернуто, опираясь на свой пройденный опыт, и дадут несколько вариантов решения любого затыка.
Ну и самое главное — не останавливайтесь и не сдавайтесь. У меня же получилось, у вас получится тоже. Главное не бояться и не сдаваться.
БЛИЦ
Какой доход с «Заработка на долгах» в год?
В среднем, наша чистая прибыль — около 20 млн в год.
Сколько человек требуется для поддержания деятельности проекта?
В самом начале пути нас было всего двое. Мы все тянули на себе. Потом к нашей команде присоединился еще один человек, потом еще и еще, и команда стала насчитывать 8 человек. Но не так давно нам пришлось распрощаться с частью команды, так как мы автоматизировали некоторые процессы, поэтому нас осталось 5 человек.
Насколько трудно списать долги, ипотеку прошлых собственников?
Ипотеку списать не трудно. Обычно это все идет параллельно с переходом права собственности. В большинстве случаем Росреестр ничего не требует, хоть тут они знают нормы закона при реализации залогового имущества, и процесс снятия обременения в виде залога (ипотеки) проходит без нашего участия, но иногда приходится «подпинывать» сотрудников банка-кредитора, чтобы они подали заявление о снятии данного обременения.
Не уходили ли когда-нибудь в ноль в ходе решения юридических сложностей?
За весь период своей деятельности, а это уже 6 лет, мы ни разу не уходили ни в минус, ни в ноль. Тьфу-тьфу-тьфу.
Какие ошибки были совершены?
Я бы не сказал, что мы безупречные и работаем без ошибок, ведь все прекрасно знают, что не совершает ошибки только тот, кто не работает. За свою практику мы делали разного рода ошибки, но тут же делали правильные выводы. Ошибки были связаны с сотрудничеством с кем-то, о котором потом жалели. Либо делали работу не в той последовательности, тем самым увеличивали срок на реализацию имущества, где-то можно было уступить и малость снизить маржу в проекте. В общем, ошибки были, сейчас всех не упомнить, главное, что мы делаем выводы и не повторяем свои ошибки.
Как можно работать с должниками, которые и так кредиты не выплачивают? Нет ли вероятности, что они и эту компанию "кинут"?
Мне кажется, об этом в первую очередь надо задуматься при таком бизнесе и найти какие-то инструменты, чтобы себя обезопасить
чувак придумал новое слово для коллектора))
Ты текст вообще читал? Там для таких как ты очень хорошо написано