В 2024 году количество поездок в московском метрополитене ежедневно превышает 7.4 млн. Год назад санкт-петербургское метро принимало по 1.8 млн пассажиров каждый день, а компания «РЖД» отправила на своих поездах более 1 млрд 196,3 млн пассажиров за год, в т.ч. 122 млн человек в дальнее следование. Выясняем, какая зарплата у машиниста поезда в зависимости от регионов России, на какие льготы может претендовать специалист и как получить профессию машиниста.
Средняя зарплата машиниста поезда
За последние 6 лет средняя зарплата машиниста поезда, который осуществляет пассажирские перевозки, увеличивалась с 46 369 руб в месяц в 2017 году до 82 430 руб/мес в 2023 году. Средняя зарплата по России для машинистов, занятых в грузовых перевозках, выросла на 71%: в 2017 году – 53 тысячи руб/мес, а в 2023 году – 94 тысячи руб.
Якутия, республика Саха – регион с самыми высокими зарплатами в пассажирских перевозках. В среднем сотрудники зарабатывают 120 541 рубль. Самые большие доходы в грузовых перевозках приходятся на московских специалистов, чей доход превышает 200 тыс руб.
Самый низкий уровень зарплат машиниста локомотива в Кабардино-Балкарской республике. В 2023 году средний доход в пассажирских перевозках составлял 15 290 руб, в грузовых — 30 301 руб.
Зарплата по регионам
В таблице представлены данные о том, сколько зарабатывают машинисты грузовых и пассажирских составов в разных субъектах России. Информация получена из Единой межведомственной информационно-статистической системы (ЕМИСС), раздел «Среднемесячная номинальная начисленная заработная плата».
Что влияет на зарплату
То, сколько зарабатывает машинист поезда, будет зависеть от следующих факторов:
- Вид движения и тип поезда. Специалист, который только начал работать и занимается грузовыми перевозками, зарабатывает меньше, чем машинист, который управляет перевозкой пассажиров. Если машинист работает в метро и занимает должность маневренного машиниста, т.е. перемещает вагоны на конечных станциях, зарплата будет меньше, чем у специалиста, перевозящего пассажиров.
- Рабочий график. На зарплату машиниста тепловоза или электровоза влияет количество отработанных часов и ночных смен, а также наличие переработок. Чем их больше, тем выше доход.
- Регион. В разных субъектах РФ зарплаты отличаются, вводятся дополнительные надбавки. Например, зарплата помощника машиниста РЖД в Санкт-Петербурге составляет от 40 до 70 000 рублей, а помощник в Твери получает от 45 до 75 тыс руб.
- Класс. Все машинисты делятся на три класса, где третий – самый низкий, первый – самый высокий. От класса зависят обязанности специалиста и его зарплата. Подробнее о категориях рассказано далее.
Зарплаты в других странах
По сравнению с другими странами СНГ, в России машинисты получают высокий доход. То, сколько получает машинист поезда в Казахстане, зависит от опыта работы и квалификации специалиста. Например, на hh.ru представлена вакансия «Машинист тепловоза» в г. Павлодар с зарплатой от 167 до 213 000 тенге или от 35 до 45 тыс рублей. Специалист с опытом работы от года, работающий вахтовым методом, может зарабатывать от 220 до 300 тыс тенге, т.е. около 47-60 тыс руб.
Машинисты в Украине, Грузии и Беларуси в среднем получают зарплату от 500 до 600$. Доход в Кыргызстане ещё ниже – 300$. Выше зарплаты машинистов в Латвии и Литве, где специалисты получают 1000-1200€, в Эстонии – от 1200 до 1500€.
Отвечая, сколько платят машинистам поезда за пределами Восточной Европы, отметим, что работа специалиста в Германии и Великобритании приносит 3000€, в Испании и Италии – около 2000€. Выше доходы специалистов в США, где машинист получает в среднем 4000$ в месяц после вычета налогов. Канадские работники зарабатывают 6 500$, австралийские – около 5 000$.
О профессии машиниста в России
Как стать машинистом
Профессия машиниста предполагает высокую ответственность, поэтому каждый специалист проходит тщательную подготовку. Однако для работы машинистом не обязательно специальное образование. На должность помощника машиниста принимают людей, которые имеют образование не ниже среднего (полного) общего, т.е. закончили 11 классов.
Человек, который желает устроиться на должность машиниста, но не получил диплом в специализированном образовательном учреждении, может записаться на обучение по профессии «Помощник машиниста тепловоза/электровоза» или «Помощник машиниста электропоезда в метро». Если же специалист получил свидетельство о наличии профессии, его принимают на работу без обучения.
Прежде чем будущий машинист будет принят на обучение, он проходит тщательную проверку в медицинском учреждении. К работе не допускаются люди с серьезными заболеваниями, проблемами со зрением или слухом. Претендент также выполняет задания от психолога, где проверяются его знания из школьной программы, логическое мышление и стрессоустойчивость.
В федеральном законе № 17-ФЗ «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации» указано, что к работе не допускаются лица, не прошедшие медицинскую комиссию, а также те граждане, которые получили административное наказание за потребление запрещенных веществ без назначения врача.
Обучение на помощника машиниста электровоза РЖД длится 4 месяца по очной форме или 4.5-5 месяцев дистанционно. Машинист санкт-петербургского метрополитена учится 7 месяцев, из которых 3.5 месяца изучает теорию и 3.5 месяца проходит производственную практику. Во время обучения будущий машинист получает стипендию. После завершения обучения специалист обязан сдать экзамен, по результатам которого ему выдадут документ о присвоении профессии «Помощник машиниста».
Сразу после обучения специалист не будет допущен к грузовым или пассажирским перевозкам. Получив опыт работы в качестве помощника машиниста, не допуская аварийных ситуаций, пройдя обучение и сдав экзамен, работник получит профессию машиниста. Чтобы получить допуск к перевозке пассажиров в метрополитене, необходимо отработать от трех месяцев до года на маневренной работе и сдать дополнительный экзамен.
Обязанности
Приказ Минтруда России от 18.02.2013 содержит характеристики работ машинистов тепловозов, электровозов и электропоездов. Список обязанностей работника включает:
- Управление тепловозом/электровозом/электропоездом и ведение состава с установленной скоростью с соблюдением графика.
- Обеспечение безопасности перевозки пассажиров и грузов.
- Обеспечение сохранности подвижного состава.
- Управление составом с учетом рациональных режимов работы для минимального расхода топлива/электроэнергии.
- Приемка и сдача состава, проверка работоспособности основных элементов, в т.ч. тормозного оборудования.
- Подготовка состава к работе.
- Отслеживание железнодорожного полотна во время движения.
- Подача специальных сигналов, выполнение указаний от ответственных лиц.
- Техническое обслуживание состава во время движения и устранение неисправностей.
- Обеспечение плавности хода состава и безопасности пассажиров во время движения, посадки и высадки.
- Принятие экстренных мер для предотвращения аварийных ситуаций.
Кроме того, машинист должен знать устройство состава и его технические характеристики, правила ухода за составом во время движения, устройство тормозной системы и многое другое. Каждый работник проходит аттестацию, на которой проверяются его знания. Специалист, не прошедший аттестацию, не допускается к выполнению работ.
Прежде чем начать работу, машинист проходит обязательный предрейсовый или предсменный медицинский осмотр.
Квалификационные категории машинистов
То, сколько зарабатывает машинист локомотива, зависит в т.ч. от его квалификационной категории или класса. Согласно Приложению 2 к Приказу МПС России от 11.11.1997, машинисту может быть присвоен третий, второй или первый класс квалификации.
- Третий класс могут получить машинисты, которые проработали на локомотиве определенного вида тяги минимум один год без аварийных ситуаций. Машинисты третьего класса зачастую занимаются обслуживанием грузового движения или маневренной работой. В исключительных случаях им разрешают управлять пассажирским и пригородным движением.
- Второй класс присваивается работникам, которые отработали не менее двух лет после получения третьего класса и не допустили аварийных ситуаций. Если же у машиниста есть высшее или среднее специальное образование, требуется отработать минимум один год после получения третьего класса.
- Первый класс получают машинисты, отработавшие от двух лет после получения второго класса и не допустившие аварий. При наличии специального образования, срок может быть снижен до одного года.
Один раз в пять лет работнику необходимо подтвердить свой класс. При этом комиссия может подтвердить квалификационную категорию или выдать рекомендацию о понижении или повышении класса машиниста.
Льготы и гарантии
Российское законодательство предусматривает дополнительные льготы для машинистов. Так все работники железнодорожного транспорта:
- получают бесплатный проезд за счет организации;
- досрочно выходят на пенсию, если рабочий стаж превысил 12.5 лет;
- получают дополнительный оплачиваемый отпуск 14 дней.
Льготы и гарантии также зависят от компании, в которой работает машинист. Так, например, дополнительно к зарплате машинист поезда РЖД может претендовать на:
- добровольное медицинское страхование для себя и детей;
- участие в программах санаторно-курортного лечения;
- детский отдых в загородных и черноморских лагерях;
- компенсацию за занятия в спортивных клубах и секциях до 20 тысяч рублей в год;
- корпоративную ипотеку от 2%.
Здесь пока еще нет комментариев. Будьте первыми!