Что такое мастер-франшиза
Мастер-франшиза — это право, оформленное лицензионным договором (либо договором коммерческой концессии), передаваемое лицензиаром лицензиату (или правообладателем пользователю) на заключение договоров субфранчайзинга с другими компаниями или предпринимателями (сублицензиатами). Такое соглашение действует ограниченное время и только в пределах оговоренной страны либо региона.
Упрощая, мастер-франшиза – это когда компания получает право использовать бренд и может дать такое же право другим, но только в определённой местности и на ограниченный срок.
Стороны:
- франчайзер — это головная компания, владелец бренда, передающий мастер-франчайзи право вести бизнес;
- мастер-франчайзи — это ИП или юридическое лицо, которое вправе продавать юнит-франшизы местным бизнесменам на основе договора с франчайзером;
- юнит-франчайзи — бизнесмены, заключившие договоры с мастер-франчайзи, позволяющие им вести бизнес по юнит-франшизе.
Обычно такую схему сотрудничества используют зарубежные компании, желающие вывести продукцию на новые рынки. Как правило, после масштабного маркетингового анализа, фирма-франчайзер начинает задумываться над тем, чтобы не просто заключить несколько франчайзинговых договоров на конкретной территории, а дать такое право местному бизнесмену или организации на основе мастер-франшизы.
Границами, в пределах которых покупатель франшизы может работать, как правило, служит страна или их совокупность, например, площадь Центральной либо Восточной Европы. При этом мастер-франчайзинг направлен на освоение региона или государства, в котором франчайзер пока не может сам продвигать определённый бренд.
Чаще всего это происходит, когда у головной компании нет опыта работы на осваиваемой территории, она не может правильно оценить потребительский спрос или не разбирается, как вести в бизнес в стране. Франчайзер может неудачно вывести продукт на неосвоенный рынок из-за особенностей менталитета населения или правовых нюансов государства. Поэтому он находит предпринимателя, который разбирается в особенностях рынка и может развить бизнес.
Золотая франшиза позволяет правообладателю быстро расширить рынок сбыта и добиться хороших результатов при небольших финансовых рисках. При этом работа мастер-франчайзи тоже нацелена на внедрение на рынок новой продукции, заключение договоров с партнёрами и открытие магазинов или торговых точек.
Франчайзеру нужно внимательно выбирать мастер-франчайзи. Такой бизнесмен получит эксклюзивные права на определённой площади и сам будет действовать как франчайзер. Он сможет продать юнит-франшизы местным бизнесменам, а в обмен собирать паушальные взносы и регулярные платежи, однако будет вынужден платить головной компании проценты, указанные в договоре.
Особенности мастер-франшизы
Одна из особенностей в том, что основной компании не надо добавлять новую инфраструктуру, выделять сотрудников для найма персонала, выбора места работы, регулярной поддержки и других действий. Все эти обязанности выполняет мастер-франчайзи.
При этом право менять концепцию бренда останется за его владельцем. То есть, искать перспективных франчайзи, подписывать договоры, выбирать помещения, содействовать в открытии предприятий и контролировать их работу будет мастер-франчайзи. Но решать вопросы о стратегии развития бренда станет франчайзер, то есть, головная фирма.
Что делает мастер-франчайзи
Он выполняет такую работу:
- строит бизнес-сеть по типу «родительских» предприятий, то есть, следуя стандартам основной фирмы, и отвечает за работу субфранчайзеров по требованиям головной компании;
- периодически контролирует соблюдение стандартов на территории определённой страны или региона;
- организует и поддерживает подготовку субфранчайзи, помогает им в начале бизнеса и во время деятельности;
- собирает и учитывает лицензионные платежи;
- организует местную рекламу для расширения присутствия бренда на рынке.
Обычно если мастер-франчайзи нарушает условия франчайзингового договора, то головная фирма может прекратить сотрудничество.
Преимущества и недостатки золотой франшизы
Договор выгоден для мастер-франчайзи, так как позволяет ему вести бизнес на территории, где у него нет конкурентов в определённом направлении. К тому же, покупатель франшизы может собирать роялти и паушальные взносы с субфранчайзи и получать хороший доход. При этом все он вправе рассчитывать на поддержку владельца бренда.
Однако, передавая возможность вести бизнес на конкретной территории, основная компания частично уходит от работы. Поэтому отвечать за свои действия перед местными бизнесменами приходится мастер-франчайзи.
Рассмотрим плюсы и минусы золотой франшизы в таблице:
Критерий | Для франчайзера | Для мастер-франчайзи |
Преимущества | возможность освоить новый рынок сбыта; получение процентов с продажи золотой франшизы; можно передавать полномочия по развитию бренда опытным предпринимателям; признание бренда в другой стране либо регионе; повышение числа потенциальных франчайзи. | возможность представлять известный бренд в определённой стране; получение паушальных взносов и дополнительных платежей с субфранчайзи; использование готовой бизнес-стратегии и имени бренда; поддержка головной компании из-за границы. |
Недостатки | ответственность за свой бизнес сохраняется и увеличивается; концепция ведения бизнеса может не сработать в другой стране, поэтому заранее нужно исследовать рынок; есть риск выбрать неопытного или некомпетентного предпринимателя для развития бизнеса в другой стране (регионе). | нужно иметь большой опыт ведения бизнеса; трудно управлять системой компаний или предпринимателей; свои действия периодически надо согласовывать с владельцем бренда; как правило, нужно искать поставщиков и оговаривать их кандидатуры с головной компанией. |
Когда выгодно быть мастер-франчайзи
Золотой франчайзинг подходит только знающим бизнесменам с большим опытом коммерческой деятельности, ведь нужно эффективно внедрить бренд. Однако при успешной работе мастер-франчайзи получает хорошее вознаграждение. При этом он несёт серьёзную ответственность.
Чаще всего такую модель франчайзинга используют в следующих типах бизнеса:
- домашний клининг;
- рестораны быстрого питания;
- купля-продажа недвижимости через риелторские агентства;
- производство компьютерного оборудования;
- изготовление полуфабрикатов.
Какие есть мастер-франшизы в России
PepsiCo
Этот бренд появился в России ещё в 80-х годы XX века. Сейчас среди его представителей: АО «Вим-Билль-Данн», ОАО «Кунгурский молкомбинат», ООО «Ессентукский завод минеральных вод на КВМ» и иные компании.
Subway
Сеть ресторанов быстрого обслуживания начала осваивать российский рынок в 1994 году, но неудачно. В 2004 году компания повторно появилась в стране и с тех пор стала активно расширять своё присутствие на всей территории России. Сегодня франшизу Subway в РФ продаёт дочерняя компания ООО «Сабвей Раша Сервис Компани».
Burger King
В России мастер-франшизой от Burger King владеет компания ООО «Бургер Рус», выступающая общей фирмой Burger King Europe и «ВТБ Капитал».
Кроме мастер-франшиз международных масштабов, существуют и региональные. Так, бренд «Пятёрочка» продаёт мастер-франшизы в регионах России.
Золотая франшиза выгодна для участников, но сопряжена с некоторыми рисками. Задача владельца бренда — выбрать опытного бизнесмена, который освоит новый рынок сбыта и увеличит присутствие бренда. Если это удастся, то он франчайзер сможет рассчитывать на большую прибыль.
Мастер-франчайзи, в свою очередь, получит паушальные взносы и ежемесячные платежи, а также право использовать имя бренда и концепцию бизнеса. Однако он будет нести ответственность за эффективное ведение коммерческой деятельности и соблюдение стандартов головной компании.
Фото обложки: macrovector, Freepik
Здесь пока еще нет комментариев. Будьте первыми!