Фото обложки: Яндекс, Public domain, via Wikimedia Commons
О компании
Важно учитывать, что Яндекс – международная компания, хоть и с российскими корнями. Бизнес она ведёт кроме России, ещё в 21 стране. Руководство делает упор на создание и развитие сервисов «под ключ», преимущественно на базе программного обеспечения собственной разработки. Многие из запущенных проектов фактически представляют собой агрегаторы, что позволяет объединять на единой платформе сотни тысяч пользователей (в том числе бесплатно).
Подробнее:
- История Яндекса началась в 1990-м году. Первые продукты были разработаны ещё в рамках компаний Arcadia и CompTek.
- Отдельным юридическим лицом разработчик стал в 2000 году, в 2007-м появилась фирма с нидерландской «пропиской» Yandex N.V.
- Рост бизнеса, когда компания начала разработки проектов помимо поисковой системы, был начат в первой половине 2010 года.
Сегодня у Яндекса масса онлайн и офлайн сегментов бизнеса. Например, поисковый движок вместе с собственным браузером, геосервисы вроде Яндекс-Карт или Яндекс-Авто. Также известны такси, каршеринг, сервис доставки еды, подбор недвижимости и автомобилей. Популярны портал Яндекс-Маркет, стриминговая музыкальная платформа, ресурс «Кинопоиск». На этом и строится его прибыльность – провалы одного направления легко компенсируют другие, более популярные.
Финансовый обзор
В 2022 году из российского IT-сектора ушли практически все иностранные компании. Это создало предпосылки для увеличения доли Яндекса. Но участие в бизнесе зарубежного юридического лица привело к тому, что пока компания вообще не выплачивает дивиденды. Идут разговоры о делении предприятия на две части – российскую и «остальное». К чему это приведёт, покажет время, пока же остаётся рассчитывать на доход с купли-продажи акций Яндекса.
Выручка и прибыль
Компании из одного сектора экономики принято сравнивать по значению разных коэффициентов. Например, EBITDA – это те деньги, которые зарабатывает компания до их распределения между инвесторами и кредиторами. В целом, по сравнению с 2022 годом, показатель увеличился с 1 271 до 12 794.
Более объективно результаты выглядят при оценке выручки отдельных направлений.
- Поиск и портал – рост выручки по сравнению с предыдущим годом составил 54%.
- Электронная коммерция – здесь также ощутимый подъём, порядка 60%.
- Развлекательные сервисы – объём поступлений вырос на 77%.
Возможности у компании хорошие. Единственной проблемой в краткосрочной и в среднесрочной перспективе остаётся сохраняющаяся неопределённость в отношении геополитических событий. Из-за этого составить прогноз на акции Яндекс с высокой степенью вероятности довольно сложно.
Отношение цена/прибыль (P/E) и другие ключевые мультипликаторы
В фундаментальном анализе ещё нередко используют различные мультипликаторы вроде P/E. Это отношение текущей рыночной стоимости компании (или одной акции) к чистой прибыли. В 2022 году значение было отрицательным, в текущем пока делать выводы рано. Но динамика негативная, мультипликатор ещё не достиг прошлогоднего уровня.
Ещё для оценки перспектив по акциям Яндекс актуально сравнение показателей:
- P/BV – соотношение собственного капитала с капитализацией на фондовой бирже.
- P/S – отношение рыночной цены акций к выручке, приходящейся на одну ценную бумагу.
- EV/EBITDA – рыночная оценка единицы прибыли предприятия за конкретный период.
- EV/EBIT – отношение стоимости компании к полученной прибыли до вычета процентов.
- EV/S – значение, сколько годовых выручек стоит предприятие на текущий момент.
- P/CF – отношение рыночной стоимости компании и денежного потока от её деятельности.
- P/FCF – соотношение капитализации и свободного денежного потока.
Показатель | 2020 | 2021 | 2022 | 2023 |
P/BV | +41% | +46% | -66% | +56% |
P/S | +70% | -47% | -73% | +16% |
EV/EBITDA | +143% | +31% | -81% | +26% |
Значения за 2023 год являются промежуточными и ещё могут измениться (в обе стороны). В случае формирования портфеля из акций разных компаний есть смысл сравнивать аналогичные значения. Это поможет составить прогноз об акциях Яндекса, исходя из влияния каждого отдельного показателя.
Долговая нагрузка и её структура
Отчасти на перспективы получения доходов влияет так называемая долговая нагрузка (ПДН). Этот показатель может оказаться у компании единственным «плохим», что повлияет на решение покупки акций (или отказ от него).
Одна из причин, почему акции Яндекса упали – общий долг пока в «отрицательной зоне»:
- 2021 г. – +3%.
- 2022 г. – -40%.
- 2023 г. – +55%.
Всего за год долговые обязательства Яндекса увеличились более чем вдвое. В таком ключе ценные бумаги компании становятся менее интересными в качестве основы инвестиционного пакета. Это объясняет политику в отношении выплат акционерам.
Дивиденды
Почти десять последних лет компания Яндекс ни разу не выплачивала дивиденды. Прибыль владельцы акций могли получить за счёт роста их стоимости, так как за тот же период они выросли почти на 300% (пиковые значения достигали 800%). По мнению экспертов, это происходит из-за стремления руководства максимально реинвестировать прибыль в новые и развивающиеся проекты. В теории размер дивидендов за акции Яндекса мог бы составлять от 8,74 до 34,95 рублей за 1 единицу.
Ключевые новости
Ближайшие планы компании Яндекс включают развитие IT-технологий финансового характера и упрощение пользования сервисами потребителями. Например, были недавно представлены умные телевизоры, запущен определитель звонков в WhatsApp и Viber. Отдельное внимание уделяется переводу многих служб на удалённую работу.
Разделение компании
В марте 2023 года стали известны подробности раздела Яндекса на российскую и зарубежную части. Решение принято советом директором компании с участием профессиональных консультантов. По одному из сценариев, отечественная структура будет создана в Калининграде. Пакет акций объёмом в 51% будет распредёлен между богатейшими бизнесменами России (имена пока неизвестны). Та самая «золотая акция» по-прежнему принадлежит Фонду общественных интересов.
В орган управления нового юридического лица могут войти Алексей Кудрин, Тигран Худавердян, Даниил Шулейко и Артём Савиновский. Первоначально права принятия решений будут переданы вновь образованному фонду на 5 лет. Международному бизнесу останется ряд проектов: облачные технологии, образовательные сервисы, платформа по разметке данных, беспилотные автомобили и ещё несколько только разрабатываемых.
Новые направления
Компания Яндекс ещё с 2021 года развивается по плану, который включает 12 направлений, поделённых на 4 области: качество жизни, этика и добросовестность, развитие людей, экология. Внутри них и возникают новые сервисы, отвечающие конкретным задачам.
Компания ставит акцент на развитии направлений:
- Голосовые помощники.
- Искусственный интеллект.
- Финансовые и банковские услуги.
- Технологии умных городов.
- Виртуальная реальность.
Немалое внимание уделяется безопасности сервисов, включая автономные транспортные средства, управление городским транспортом, бесперебойность связи. Отдельно развивается взаимодействие смежных систем. Например, по передаче данных между информационными системами различных ведомств, в том числе в условиях постоянных киберугроз.
Делистинг NASDAQ
Одной из самых «ярких» новостей 2023 года было ожидание делистинга акций Яндекса А класса, который, по решению NASDAQ, должен был произойти в конце года. Это означало бы полный крах всей компании. Но пока американская биржа отменила решение по мартовской апелляции Яндекса. Правда, осталось в силе решение о приостановке торгов. Это одна из причин, почему падают акции Яндекса сегодня.
Акции Яндекса в прошлом году
Исторический максимум цена акций Яндекса обновила в 2021 году, когда котировки достигали 6217 рублей за одну единицу. Затем началось проседание, которое продолжается по сей день, пусть и с периодическими подъёмами. Падение составило 70% от пикового значения, что рассматривается некоторыми инвесторами как признак вывести ценные бумаги из портфеля. Или хотя бы снизить их объём в отношении к другим инструментам.
Прогноз аналитиков по акциям Яндекса на 2023 год
Начало 2023 года эксперты встретили довольно оптимистично. Так, к 1 февраля акции поднялись в цене на 20%. Позитивная динамика стала возможной благодаря положительному годовому отчёту Яндекса. Но пока сопротивление на уровне 2100 рублей остается основным фактором, мешающим дальнейшему росту.Наиболее критичным фактором, влияющим на прогнозы, остаётся предстоящий раздел компании на два независимых подразделения. Это нервирует покупателей, так как нет никаких гарантий ни роста, ни падения стоимости активов. Фундаментальный анализ пока «не работает», поэтому на вопрос стоит ли покупать акции Яндекса можно смело ответить – нет. То же относится к их продаже.
Здесь пока еще нет комментариев. Будьте первыми!